Этот метеорит был найден в 2000 году неподалеку от города Fukang, который находится на северо-западе Китая. Такие вкрапления отмечаются всего в 1% из всех находимых на Земле метеоритов. Метеорит Fukang был назван одной из величайших находок века.
Фукан (Fukang) относится к одному из самых редких типов метеоритов – палласитам. Тип железно-каменных метеоритов. Чаще всего такие метеориты на 50% состоят из железно-никелевой основы и на 50% из оливина, который иногда называют космическим драгоценным камнем.
Единственным и неповторимым в своем роде Фукан делает и то, что его украшают огромные куски кристаллизовавшегося оливина, на которые приходится большая часть его массы.
Представителям геммологических сообществ минерал оливин больше известен как хризолит. Несмотря на то, что он широко распространен на Земле, столь крупные кристаллы, как в Фукане, в природе не встречаются.
Возраст данного метеорита по оценкам экспертов составляет без малого 4,5 миллиардов лет, что, по сути, делает его ровесником нашей планеты, которая сформировалась из Солнечной туманности ~4,54 миллиардов лет назад.
Палласиты чрезвычайно редки даже среди метеоритов (приблизительно 1% всех метеоритов — этот тип), и Фукан был провозглашен, как одно из самых больших открытий метеорита 21-ого столетия. Палласит Фуканг, как полагают, происходит из глубины неповрежденных метеоров, созданных во время формирования солнечной системы приблизительно 4.5 миллиарда лет назад, и очень немного экземпляров, как думают, пережили свой проход через атмосферу Земли.
Мир узнал об этом метеорите благодаря аукционисту с Багам, Марвину Киллгору, который 30 апреля 2008 года решил продать космическую драгоценность с молотка на одном из нью-йоркских аукционов. Он попытались продать его на аукционе Нью-Йорка в Бонэме за приблизительно $2 миллиона, но не нашли претендентов на покупку.
Фукан, содержит множество прозрачных кристаллов оливина, чья поверхность обладает большой степенью преломления света, что делает этого ‘космического скитальца’ самым выдающимся и уникальным представителем упавших на Землю метеоритов.
Качество жёлто-зеленых кристаллов оливина на Фукане настолько высокое, что они могут быть классифицированы как драгоценные камни. Структура метеорита уникальна, а железно-никелевая матрица основы нестандартна, что и позволило кристаллам оливина разрастись до поистине гигантских размеров. Железно-никелевая матрица такого типа представляет собой средний октаэдр, и не встречается ни у одной из земных горных пород.
Космический камень, весящий 419.57 кг, был оценен экспертами в 2 млн долларов. Благодаря своей редкости и красоте Фукан был признан самым ценным образцом метеорита в мире.
После того, как метеорит не смог найти своего владельца, готового расстаться с 2 000 000 долларов, он был огранён и разделён на несколько частей, самая крупная из которых была передана в Американский музей естественной истории (American Museum of Natural History). В общей сложности, 31 килограмм экземпляра находится на хранении в Юго-западной Лаборатории Аризонского университета метеоритов.
С недавнего времени снова появилась возможность заработать «на метеоритах». Практика премирования за находку метеоритов существовала давно. Первый закон, объявляющий метеориты государственной собственностью, появился еще в 1898 году. В соответствии с этим законом найденные «метеориты подлежат передаче в правительственные музеи. Лицо, нашедшее метеорит, обязано либо препроводить его в музей по своему выбору, либо сдать его какому-нибудь из учебных ведомств, либо сдать местной администрации или, наконец, указать место находки». За ценную находку учреждалась премия, размер которой определялся Академией Наук. Насколько известно, первая премия была выплачена в 1916 году казаку Овчинникову и корейцу Ма-Тому-Ни за находку метеоритного падения Богуславка.
Во времена Советского Союза премии выплачивались регулярно на основе различных нормативных документов. И денежные вознаграждения носили далеко не символический характер, а были достойной прибавкой к бюджету. Неудивительно, что находки c неба регистрировали часто. Например, в 1954 году за находку метеорита Никольское были выданы две премии по 500 рублей. А в 1979 году за находку метеорита Царев, падение которого наблюдалось еще в досоветские времена, первая выплаченная премия составила 400 рублей. Для сравнения, средняя зарплата в 1979 году составляла, по данным Госкомстата СССР, 168,4 рубля. Так что на сумму, вырученную за найденный и проданный государству метеорит, можно было жить безбедно в течение двух месяцев (жаль, тогдашнее законодательство о трудовой дисциплине не позволяло).
В перестроечные годы, после прекращения выплат «метеоритных премий», число находок метеоритов сошло на «нет». И лишь в 2003 году, после объявления Российской Академией Наук о возобновлении практики премирования, появились новые находки. Уже выплачены две премии за находку метеоритного дождя Дронина в размере 30 и 10 тысяч рублей.
В настоящее время цены на метеориты разные и колеблются от нескольких центов до тысячи долларов за грамм и зависит от его происхождения. Самые дорогие считаются лунные и марсианские. Самые дешевые — обычные хондриты. Необычная форма метеорита добавляет ему стоимости. Наиболее популярные особенности форм, характерные для метеоритов — это регмаглипты, своеобразные отпечатки пальцев, сплав коры, и в очень редких случаях природные отверстия. Самой крупной в России является коллекция метеоритов Академии наук, которая находится в ГЕОХИ и занимает примерно десятое место в мире по величине. У института никогда не было денег, чтобы покупать метеориты, и он вел научный обмен. Если какого-то метеорита много, часть его идет в обменный фонд, чтобы расширить коллекцию. Сейчас в ней находится 800 различных метеоритов и около 25 тысяч единиц хранения.
Известно, что один из самых дорогих метеоритов был найден американским фермером неподалеку от городка Консепшн-Джанкшн. Когда он попал в руки ученым, они страшно обрадовались такой находке. Было установлено, что космический гость прибыл на Землю из далекого Пояса астероидов, который располагается между орбитами Марса и Юпитера. Денежная стоимость такого метеорита составляет целых $200 за 1 г, в то время как обычные метеориты стоят порядка $2 — $3 за грамм. Выходит, цена всей глыбы палласита Консепшн-Джанкшн, имя которому официально дали по названию места обнаружения, составляет $3,4 миллиона.
У Вас может возникнуть вопрос, что делать, если Вы нашли камень, в котором подозреваете метеорит?
В этом случае Вы можете отколоть небольшой кусочек образца (10-15 г) и выслать на адрес лаборатории метеоритики ГЕОХИ РАН простую бандероль. К посылке приложить письмо, состоящее из следующих пунктов:
Ваши фамилию, имя, отчество и адрес, по которому с Вами можно связаться;
Описание обстоятельств находки (например, «видел полет яркого болида, на предполагаемом месте падения обнаружил необычный камень» или «при вспашке поля нашел тяжелую магнитную породу, которая вызвала у меня подозрение, что это метеорит»;
дату обнаружения;
указание места находки и ближайшего районного центра;
вес образца;
его свойства (цвет поверхности и скола, структура породы, магнитность, наличие металлических включений и т.д.);
желательна фотография образца.
При получении Вашей посылки лаборатория обязуется выполнить бесплатный квалифицированный анализ присланного образца. И в самое короткое время сообщить Вам о его результатах, даже в том случае, если он не окажется метеоритом.
Если же мы с Вами действительно имеем дело с метеоритным образцом, то дальше мы будем руководствуемся правилами, установленными Международным метеоритным номенклатурным комитетом, и взаимными договоренностями.
Согласно правилам Номенклатурного комитета, для регистрации в Международном каталоге метеоритов необходимо, чтобы 20% образца находилось в научном учреждении. В нашем с Вами случае лаборатория метеоритики Института Геохимии и Аналитической Химии им. В.И. Вернадского РАН является хранителем Метеоритной коллекции Российской Академии Наук и, таким образом, соответствует указанному требованию. Эти 20%, Вы можете рассматривать как плату за кропотливые анализы, необходимые для классификации метеорита и регистрации его в Международном метеоритном каталоге.
Оставшимися 80 % Вы вправе распоряжаться по своему усмотрению.Лаборатория, конечно, хотела бы получить максимальную массу образца, поскольку любой метеорит индивидуален и несет в себе массу интересной информации о процессах, происходивших с нашей Солнечной системой. Печально, если даже малая доля ее теряется для науки.
В советское время было нормой выплачивать человеку, нашедшего метеорит, денежное вознаграждение. В наше переходное время целевых средств на это не выделяется, но лаборатория по мере сил старается вознаградить стремление человека помочь науке. Хотелось бы отметить, что сообщаемые в прессе баснословные цены на метеориты на зарубежном рынке не совсем правда.
Да, есть очень небольшое количество очень редких метеоритов, высоко ценимых частными коллекционерами. Однако основная масса метеоритов не имеет большой ценности на рынке, и вряд ли обладание метеоритом сделает жизнь человека зажиточной. Но даже в этом случае эти деньги для одних станут небольшой «заначкой», другим – дадут возможность прокормить семью еще пару месяцев. Поэтому, кем бы вы ни были, будьте внимательны, смотрите по сторонам, а главное – под ноги.
Оригинал
Источник: cont.ws