22 ноября Читу тряхнуло. Не сильно, но ощутимо. В домах зазвенела посуда, закачались люстры, заходили ходуном полы. Но через несколько секунд все прекратилось. И уже на следующий день вспоминания о стихи остались лишь на информационных лентах.
Однако такие небольшие колебания земных недр в Забайкалье не редкость. Отмечались они в 1989, 1996, 2009, 2010,2011 и 2015 годах. Внимательнее всмотритесь в эту последовательность. Видите – в настоящее время поверхность земли в нашем регионе колышется почти каждый год. И это не просто случайность. По прогнозам ученых, во втором – третьем десятилетиях 21 века сейсмическая активность в районах Восточной Сибири будет расти. Но с чем это связано, и что ждать забайкальцам от такого невеселого прогноза?
Как рассказал специалист института динамики геосфер РАН Юрий Агранович, в настоящее время идет процесс формирования Байкальского сейсмического пояса. Это сложный геологический процесс, связанный с деятельностью внутри земной коры в пределах области т.н. «байкальской складчатости». Процесс характерен внезапными толчками средней и слабой амплитуды. Однако в отдельные моменты возможны и сильные движения тектонических платформ. Таким было знаменитое Муйское землетрясение в июне 1957 года. В эпицентре тогда фиксировались толчки силой 11 баллов, а в Чите, на расстоянии 500 км – 6 – 7 баллов. Тогда многие дома дали трещины, из рам вылетели стекла. Были повреждены некоторые коммуникации.
Статистка показывает, что в подобных геологических условиях крупные землетрясения случатся примерно раз в 50 – 60 лет. Следующий, 2017 год может стать именно таким годом – тем более. Что участившиеся небольшие толчки – тому косвенное доказательство.
Если посмотреть на карту сейсмоактивности Забайкалья, то обнаруживается, что самые опасные в плане землетрясений регионы – это север (Каларский район) и юго-западный (Красный Чикой). Большинство земель – это практически безлюдные территории. Однако непосредственно у Читы находится куда более опасное место.
Все мы периодически любуемся Яблоновым хребтом, не подозревая, что это не просто уцелевшие местами леса, Мировой водораздел и живописные Дворцы. Сам хребет – это ни то иное как стык двух тектонических плит. И в пределах100 километров от него распространяется зона повышенной сейсмоактивности. В случае землетрясения тут возможны колебания до 12 баллов – это максимальная оценка по шкале Рихтера. Более того, при возникновении сейсмических процессов подвижка плит может привести к тому, что Чита просто уйдет под землю. Если сомневаетесь, то вчитайтесь в следующие данные: после Муйского землетрясения хребет Удокан поднялся на 1—1,5 метра, а также сместился в северо-восточном направлении на 1—1,2 метра. Намаракитская впадина опустилась на 5—6 метров и произошёл её сдвиг в юго-западном направлении. Одним из наглядных последствий этого стало образование озера Новый Намаракит, длиной около 3 километров и шириной от 500 до 600 метров. Образовались разрывные трещины глубиной до 20 км с видимым зиянием до 20 м. Сместилось русло реки по вертикали в местах появления трещин[2]. Также образовалось множество водопадов. На больших расстояниях наблюдалось изменение режима подземных вод. Даже в Чите активность артезианских вод выросла почти в два раза – скважины стали давать сто кубометров в час, вместо обычных 60-ти.
Чего тогда ожидать, если эпицентр возникнет у самой Читы? В таком случае город, да и большая часть края будет мгновенно погребена в разгуле подземной стихии.
Впрочем, есть и другие, куда более зловещие версии участившихся поземных толчков в регионе. О них мы расскажем в ближайшие дни. Следите за порталом «Комментатор».
Источник: komenti.ru