Если бы мы могли вернуться на 4,5 миллиарда лет назад, к первым дням Солнечной системы, мы бы увидели молодую звезду G-класса с четырьмя твердыми мирами в пределах нашего пояса астероидов. Как и у многих из звездных систем, обнаруженных «Кеплером», эта конфигурация относительно распространена; в нашей галактике миллиарды и миллиарды систем начинались так же, как и наша. Но молодые миры новорожденной Солнечной системы сильно отличались от тех, что мы имеем сейчас, а вместе с ними и Солнце.
Когда-то давно атмосфера Венеры была очень тонкой, если сравнивать даже с толщиной современной атмосферы Земли. А вот Земля, напротив, была другой: много метана, аммиака, водного пара, водорода и практически никакого кислорода. Солнце было тусклее, чем сейчас: 80% от современной светимости. Если собрать все это в кучу и заново запустить Солнечную систему - могли бы ингредиенты для жизни сложиться на Венере быстрее, чем на Земле? Возможно, Венера бурлила жизнью, в то время как на Земле все только начиналось?
Адриан Ленардик и его коллеги исследуют возможность того, что если бы вы заново запустили Солнечную систему с небольшими, едва заметными изменениями начальных условий, тогда Венера, Земля или даже Марс (или вообще все трое) могли бы заиметь жизнь. Схожий размер и состав Венеры и Земли, их очевидно похожая история жизни, но такой разный результат когда-то считали само собой разумеющимся. Но по мере обнаружения все большего числа планет, мы приходим к выводу, что правда может быть совершенно другой.
Готовятся новые миссии по изучению экзопланет, и потенциально обитаемое может смениться обитаемым. Ученые уже готовы сделать прямые снимки поверхностей твердых планет или увидеть, как звездный свет, проходящий через атмосферу, указывает на океаны, континенты, времена года и, возможно, богатую кислородом среду.
Изучая инопланетные миры, мы можем обнаружить, что жизнь куда более распространенное явление - а обитаемые миры гораздо более разнообразны - чем считалось ранее.