У самого подножия двух сопок стояла крытая беседка со столом и очагом. Здесь же стояла - метра три в диаметре - вулканическая «бомба» в память о погибших здесь 6 июля 1975 года вулканологах. Воронки от таких камешков, летевших во время извержения, мы встречали часто и на очень больших расстояниях от вулкана.
Слегка перекусив, мы полезли на перевал, а добравшись до седловины - на правый конус. Поднявшись на то, что осталось от вершины, выяснили, что это - спящий вулкан. Горячие камни вершины заканчивались огромным кратером. Дальняя стенка кратера была разрушенная при извержении, и огромная застывшая лавовая река уходила далеко в долину. Жар от камней ощущался кожей лица, а до некоторых нельзя было дотронуться. Палка, вставленная в расщелину, загоралась минуты за три, что мы, конечно же, проделали все по очереди. Этот конус - Южный прорыв БТТИ.
Южный прорыв Большого трещинного Толбачинского извержения представлен одним шлаковым конусом высотой 165 метров. Южный прорыв произошел в 28 километрах южнее центрального кратера вулкана Плоский Толбачик и был грандиозным явлением природы. Это сложное, многообразное и самое крупное вулканическое извержение на Камчатке в 20 веке. Началось оно в июле 1975 года и закончилось 10 декабря 1976 года, то есть продолжалось около 1,5 лет. Площадь поля, образованного многочисленными потоками жидкой лавы, 39,5 квадратных километров, протяжённость к западу - 9,5 километров.
Отсюда открывается отличный вид, и погода этому способствовала. Слева направо от долины с лавовым потоком величественно возвышалась Толбачинская группа, многочисленные конусы и далеко уходящий вдаль мертвый лес. А у самого горизонта, прячась в дымке облаков, коптит небо вулкан Кизимен.
Как раз накануне отъезда на Камчатку перечитывал «Пикник на обочине», и после сегодняшней прогулки думаю, что не там Тарковский своего «Сталкера» снимал...
Источник: vk.com