Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Бромо, Булусан, Везувий, Иджен, Йеллоустоун, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2016-10-12 17:14

Путевые заметки о том, как РЖД прокладывает БАМ-2

Тектонический разлом, землетрясение

Десять тоннелей и Чертов мост

Поезд Москва — Нерюнгри доставил нас на станцию Окусикан к вечеру, когда солнце уже было готово спрятаться за соседнюю сопку. Мы сразу поняли, что оказались в пиковой точке нашего путешествия на БАМе — возле Северомуйского тоннеля.

Подходящих слов для описания этого места нет. Сурово, мощно. Полное ощущение того, что природа здесь так и осталась непокоренной. Места освоенные, но непокоренные. Полуголые скалы с жидкими березами и лиственницами обрамляют котловину. На дне каменный фасад с гигантскими воротами — въезд в тоннель. Над тоннелем — объездная дорога на раскосых подпорках. Это временный объезд горы. Народное название — Чертов мост. Смотрится и вправду жутковато. Сначала по нему пускали только товарняки. Состав расцепляли на несколько групп вагонов и толкали их в гору. Уклон местами достигает 40 м на 1000 м.

Позже по объезду пустили и пассажирские составы, но пассажиров здесь высаживали. Перед объездом всех пассажиров выводили из вагонов и отвозили на автомобилях к конечной точке объезда. После чего можно было снова садиться по вагонам, если со страху не пропало желание, и продолжать путь. Как уверяют железнодорожники, несмотря на весьма экстремальный вид обходной дороги, сейчас езда по ней не представляет опасности.

Больше чем Сочи

В границах Северобайкальского региона четыре мысовых тоннеля, а также Байкальский, Северомуйский, Кодарский тоннели. И еще три подковообразных тоннеля на обходном пути.

— Десять тоннелей в границах одного только региона. Максимальная концентрация тоннелей именно здесь. С этим местом может только Северо-Кавказская железная дорога поспорить, в районе Сочи, а по протяженности местным тоннелям нет равных, — говорит Александр Мухин, возглавляющий один из эксплуатационных участков при Северомуйском тоннеле.

Вход на территорию, прилегающую к Северомуйскому тоннелю, только по пропуску, с предъявлением паспорта. Тоннель обнесен «колючкой» и охраняется почти так же строго, как госграница, ворота тоннеля открываются только на время пропуска состава.

— Вооруженная охрана, система видеонаблюдения. Картинка передается в Северобайкальск, Иркутск и Москву. Видеозапись хранится 128 лет, — шутит сопровождавший нас представитель РЖД Роман Ринчинов.

Рядом с тоннелем невысокий монумент из красного гранита с гигантским символом российской государственности. Такой не потерялся бы даже на Красной площади. Монумент в честь открытия тоннеля и дань памяти павшим при его строительстве. Тоннель уходит в гору на 15 с лишним км и за время его строительства, а на это ушло, между прочим, 26 лет, своими жизнями поплатились 57 человек.

Введение тоннеля в эксплуатацию позволило сократить время преодоления Северо-Муйского хребта по железной дороге почти в восемь раз: с двух часов до 16 минут 40 секунд. Только после сдачи тоннеля БАМ стал полноценной магистралью. Это произошло в 2003 году.

Суровая мечта

Человек-легенда Ефим Басин, экс-начальник «Главбамстроя», называет Северомуйский тоннель самым сложным участком БАМа. Тоннель проходит по тектоническому разлому, из которого постоянно вытекает горячая (до 70 градусов) вода. Здесь случаются землетрясения силой до 10 баллов. В тоннеле повышенный радиационный фон. Букет таких характеристик привлекает туристов-экстремалов, совершающих многодневные походы по Северомуйскому хребту, имеющему ледник.

Причем героизм путешественников, ночующих в палатках на скалах, может легко ощутить любой пассажир, просто даже вышедший покурить на любой из местных станций. Мириады мошки, плодящейся в окрестных болотах, окутывают сопки. Находиться здесь можно только при условии, что в руке у тебя ветка, которой нужно беспрестанно обмахиваться. Чуть замедлил темп работы опахала, и мошка набьется в нос или в рот.

— А я здесь родился, — выложил сразу козырный аргумент Александр Мухин.

Спрашиваем Мухина, есть ли у него ощущение, что бамовская мечта о лучшем будущем реализовалась.

— Конечно, реализовалась! Ничего себе, конечно, да! Столько труда было вложено. Это все начало работать. Потихонечку, потихонечку. С запуском тоннелей это вообще все пошло вперед и вперед, — говорит Мухин.

БАМ и железнодорожная отрасль в целом продолжают активно развиваться, несмотря на непростую экономическую ситуацию, считает и руководство страны.

«Строятся станции и вокзалы, пути, мосты и туннели, совершенствуется придорожная инфраструктура, появляются удобные маршруты и пересадочные узлы. На линии выходят современные поезда, оборудованные по последнему слову науки и техники», — отметил премьер Дмитрий Медведев, поздравляя железнодорожников с профессиональным праздником.

Моральная поддержка корреспондентам тоже не помешала бы. Причем еще до выезда на БАМ. Дело в том, что в командировочном плане напротив пункта Окусикан значилось: ночевка на тоннельной дистанции пути. Поначалу мы решили, что придется брать спальный мешок, примус, лапшу китайскую и ночевать в тоннеле, на рельсах.

Но обошлось без экстрима. Оказалось, что ночевка и бытовые условия рядом с самым длинным в России входом в адскую гору здесь даже лучше, чем в некоторых отелях. Вообще коммунально-бытовая часть жизни бамовцев, квартирный вопрос, проблемы снабжения и питания давно просятся в наш репортаж. И мы не будем сопротивляться. Расскажем об этом в следующей публикации.


Источник: www.gazeta.ru