С каждым годом в России все острее встает проблема ликвидации лесных пожаров. В ответ на это отечественные заводы-производители предлагают большое количество современной техники для их тушения.
В самое пекло
Одним из старейших производителей техники для лесного хозяйства является ООО «Онежский тракторный завод», основанный как сталелитейный завод еще в 1703 году по указу Петра I. Выпуск лесопромышленной техники предприятие начало в 1956 году. Сегодня Онежский тракторный входит в концерн «Тракторные заводы», а продажу его продукции осуществляет ООО «Четра-Форест».
В производственной программе завода имеется, в частности, машина для тушения лесных пожаров - ЛХТ-100А-12, созданная на базе трелевочного трактора ТЛТ-100А-06. На машине установлена цистерна для огнегасящего состава емкостью 2500 л и центробежный комбинированный насос НЦПК-40/100-4/400. Для подачи воды и пены к очагу пожара имеются как стационарный ствол, так и переносной гидромонитор.
На машине ЛХТ-100А-12 установлена цистерна для огнегасящего состава емкостью 2500 л и центробежный комбинированный насос.
В задней части трактора смонтирован лесной плуг, предназначенный для очистки почвы от горючих материалов, создания противопожарных разрывов и минерализованных полос, устройства почвенного заградительного гребня при тушении пожара.
В задней части машины для тушения лесных пожаров ЛХТ-100А-12 (ООО «Онежский тракторный завод») смонтирован лесной плуг
Недавно «Четра-Форест» представило новую машину, призванную заменить ЛХТ-100А-12. Трактор «Онежец-310» разработан совместно НИИ «СТАЛИ» и ООО «Онежский тракторный завод». Он способен тушить огонь непосредственно в очаге пожара.
Трактор «Онежец-310» (разработан совместно НИИ «СТАЛИ» и ООО «Онежский тракторный завод») способен тушить огонь непосредственно в очаге пожара.
Бронированная капсула кабины оператора с фильтровентиляционной установкой для очистки воздуха от дыма позволяет не только работать в очаге возгорания, но и создавать воздушный подпор. В машине применены военные технологии: особая теплоизоляция кабины, моторного отсека, топливной системы и других узлов и агрегатов; чехлы из огнезащитной ткани «Смог» на шланги гидросистемы, пожарную помпу и приемные рукава; термоустойчивые стекла толщиной 20 мм. Трактор оборудован системой постановки водяной завесы вокруг кабины, предназначенной для охлаждения ее наружной поверхности и моторного отсека.
Ходовая часть «Онежца-310» оснащена более широкими гусеницами и планетарными бортовыми редукторами с приближенными к опорной поверхности ведущими колесами большего диаметра. Это позволило увеличить длину и ширину опорной поверхности гусеницы и повысить проходимость трактора на грунтах с низкой несущей способностью. На машине установлены центробежный комбинированный насос НЦПК-40/100-4/400, стационарный ствол-распылитель высокого давления и переносной ствол с пеногенератором. Емкость цистерны для огнегасящего состава -2500 л.
Потому что без воды
Еще один известный производитель лесопожарной техники - ОАО «Муромтепловоз». Завод, начавший свою деятельность в 1911 году с ремонта паровозов, стал в последствии одним из крупнейших производителей военной техники. Ближе к концу ХХ века «Муромтепловоз» освоил производство гражданских модификаций военных транспортеров, предназначенных, в частности, для тушения пожаров.
Пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10, созданная на базе плавающего военного транспортера МТ-Лбу предназначена для комплекса работ по тушению огня в труднопроходимых условиях.
Пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10 на базе плавающего военного транспортера МТ-Лбу
Она может использоваться как в режиме экипажного, так и в режиме дистанционного управления для работы в зонах особого риска. Возможна доставка МТ-ЛБу-ГПМ-10 в труднодоступные районы самолетами и вертолетами на внешней подвеске. На машине установлены насос НЦПК-40/100-4/400, лафетный ствол ЛС-С40У и ствол-распылитель СРВДК-2/400-60. Емкость цистерны для воды - 3200 л, бака для пенообразователя - 300 л. Дополнительно машина может оснащаться бульдозерным отвалом грейдерного типа, плугом, болотоходными гусеницами, специализированным переносным пожарным оборудованием и автономными источниками питания.
Пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10 от ОАО «Муромтепловоз» оборудована насосом НЦПК-40/100-4/400
Кроме того, на базе МТ-ЛБу-ГПМ-10 создан авиационный наводчик-разведчик. Он позволяет вести разведку в очаге пожара, осуществлять топографическую привязку, целеуказание пожарной авиации и корректировку ее действий. Машина оборудована средствами связи с авиацией и имеет рубку авианаводчика.
Еще одна интересная модификация на базе транспортера МТ-Лбу - передвижная насосная станция (ПНС) первого подъема МТ-Лбу-ПНС-1. Она предназначена для подачи воды из открытых водоемов на значительные расстояния по магистральным рукавным линиям или металлическим трубопроводам, обеспечения водой пожарных автоцистерн, автонасосов, лафетных стволов и другой техники. ПНС также может быть использована для заполнения искусственных водоемов при подготовке к тушению крупных пожаров. Совместно с рукавным автомобилем и передвижным лафетным стволом она обеспечивает тушение пожаров на лесных биржах, на нефтяных и газовых фонтанах. Особенностью работы МТ-Лбу-ПНС-1 является возможность ее установки непосредственно в водоем.
Огонь не пройдет
И еще один производитель, первоначально ориентированный на выпуск военной продукции, представил в прошлом году новую машину для тушения лесных пожаров. ОАО "Рубцовский машиностроительный завод" (основан в 1959 году) показал лесопожарный агрегат ЛПА-521 на шасси гусеничного транспортера МГШ-521М1.
Лесопожарный агрегат ЛПА-521 от ОАО "Рубцовский машиностроительный завод"
Он предназначен для доставки сил и средств к месту ведения пожарных работ, тушения лесных низовых пожаров огнегасящими жидкостями, воздушно-механической пеной (ручным инструментом), ведения профилактических управляемых выжиганий и создания заградительных минерализованных полос. Технологическое оборудование, размещенное на машине, включает в себя переднюю навесную систему с клином-толкателем, заднюю навесную систему с комбинированным плугом, съемный модуль с емкостью для огнегасящей жидкости и укладкой специального оборудования, насосную установку с рукавной линией и стволом, устройство для заправки ранцевых лесных огнетушителей, индивидуальные средства защиты от действия вредных факторов, зажигательный аппарат, а также средства навигации и связи. На машине имеется система переднего и заднего видеонаблюдения из кабины водителя. Емкость цистерны составляет 4000 л, производительность насоса 400-450 л/мин. Максимальная ширина прокладываемой огнезащитной полосы 3,2 м. При снаряженной массе от 16 до 20 т (в зависимости от комплектации и заправки) ЛПА-521 развивает скорость до 46 км/ч. Машина прошла государственные испытания и готовится к серийному выпуску.
Источник: vk.com