Легенда о каменном лесе
Богата наша земля чудесами, легендами, сказаниями. Вот одно из них, - о загадочных каменных деревьях Донбасса.
Давным-давно шел по густому лесу молодой охотник. За плечами у него, как положено, висел колчан со стрелами, у пояса красовался массивный охотничий нож. Увидел охотник добычу, натянул тетиву лука, - но вдруг из лесной чащи вышла девица-красавица с русой косой-
Как водится в сказках, полюбил охотник девицу с первого взгляда, предложил красавице стать его женой. И ответила девушка: она бы, мол, и рада, но над собой не вольна: служит жестокой владычице здешних лесов. Не позволено рабыне любить-
Стали встречаться они тайно- Но однажды из чащи выехала верхом на огромной волчице женщина в роскошной одежде, с золотым гребнем в волосах.
Это и была госпожа леса. Хотела она наказать дерзких влюбленных, но залюбовалась статным юношей, предложила ему свою любовь- Когда же охотник ответил отказом и еще крепче прижал к себе юную рабыню, - женщина напустила на них ливень с ураганом.
Влюбленные долго бежали, пытаясь спастись от стихии, - но тут настало новое бедствие: мох под ногами окаменел, каменными стали каждый лист и хвоинка-
Что дальше сталось с охотником и его невестой, легенда умалчивает. Но окаменелые деревья так и стоят с тех пор там, где много веков назад разгневалась лесная хозяйка-
Геологический заповедник «Дружковские окаменевшие деревья» находится в 60 километрах от Донецка, в балке Рассоховатая.
Здесь - северо-восточная окраина Дружковской горы, одного из отрогов Донецкого кряжа.
Эту местность - огромную выпуклость, возникшую в процессе наслоения почв - геологи называют Дружковско-Константиновской антиклиналью.
250 миллионов лет назад в этих краях плескалось тропическое море.
До сих пор в окрестностях заповедника находят куски акульих челюстей, окаменелые морские лилии, кораллы, моллюсков и даже морских ежей.
Морское дно наслаивалось столь долго, что ныне осадочные породы каменноугольного периода на Донбассе достигают 11-километровой глубины!
Земной экватор проходил тогда по нынешней широте Киева. Стоял влажный, жаркий климат.
На заболоченных морских берегах росли гигантские хвощи-каламиты, чешуйчатые лепидодендроны, сигиллярии с мечевидными листьями.
Лес голосеменных достигал высоты в 40-50 метров.
Сквозь туман, окутывавший землю, редко проглядывало красное солнце.
В болотах копошились полуметровые жуки и скорпионы, летали над водой стрекозы-великаны, ползали среди бурелома амфибии с панцирными головами - стегоцефалы-
От той поры остались пласты каменного угля.
На исходе каменноугольного периода, называемого также карбоном, в лесах появились араукарии.
Эти вечнозеленые деревья с острыми плоскими листьями, чешуйчатой корой и плодами-шишками, годными для еды, живут и сейчас, хотя встречаются довольно редко, главным образом на юге Южной Америки - в Чили, Бразилии, а также в Австралии.
Название деревьев произошло от имени чилийской провинции Араука, - как, кстати, и название индейского племени араукана-
Одно такое дерево было посажено свыше ста лет назад в Крыму, на одной из аллей городского парка Алупки. По сей день араукария удивляет гостей приморского городка.
Но араукарии карбона были и выше, и мощнее нынешних.
-После времен, уподобивших планету парной бане, пришли иные, с мощными ураганами, потопами, внезапными похолоданиями.
Леса гибли; поваленные деревья оказывались на дне болот. Большинство стволов сгнивало, превращаясь в торф.
Когда катаклизмы мяли земную кору, под огромным давлением слои торфа уплотнялись, становились сначала бурым, а затем и каменным углем.
Роще араукарий «повезло»-
Но об этом немного позднее.
Через сотни миллионов лет, когда и климат, и растительность стали похожими на современные, Донецкий край сделался ареной переселений племен.
По здешним степям прошли скифы и сарматы, аланы и авары-обры, хазары и половцы. Помнит степь татарские набеги.
Издревле пахали здесь землю и ставили дома восточные славяне. И всех неизменно поражала балка за ручьем, где на склоне из песка поднимались диковинные пни.
С виду старые, трухлявые, неотличимые от обычных следов порубки, - они не давали отломать от себя даже щепку! Пни были каменные-
С наступлением промышленной поры человек начал вторгаться в пласты угля, оставленные древним приморским лесом.
Границы угольных запасов простираются от Горловки до Краматорска.
Добывали и каменную соль, и песчаник, - его по сей день обильно черпают из горного карьера. Пожалуй, придет день, и не станет живописной Дружковской горы-
Рудокопы и шахтеры всегда останавливались перед каменной рощей. Их место заступали исследователи: палеонтологи, палеоботаники-ксилологи (от греч. «ксилос» - «срубленное дерево», т. е., специалисты, изучающие окаменевшие деревья).
В 1976 году указом Президиума Верховного Совета УССР странную местность под Дружковкой объявили памятником природы республиканского значения.
На площади в один гектар, кроме твердых, будто гранит, пней рассеяно множество окаменелых кусков дерева. Их размеры весьма различны: от 2-3 сантиметров до нескольких метров. На северо-восточной окраине поселка Алексеево-Дружковка обнаружен целый минерализованный ствол: его длина - шесть метров, толщина - метр.
Поблизости находятся два карьера. В первые послевоенные годы здесь добывали кварцевый песок для доменных печей. Еще живы рабочие, извлекавшие тогда на поверхность огромные каменные стволы!
Деревья стояли в земных недрах почти вертикально. Некоторые из них возвышались над подошвой карьера на 12-15 метров; но, очевидно, корневище уходило еще дальше в глубину- Неутомимый местный исследователь ископаемой флоры, учитель Николай Швец, уверен, что остатки таких стволов еще можно откопать в старых карьерах.
По заключению ученых, все находки свидетельствуют об одном: в давние древние времена эта местность была покрыта густым лесом из деревьев одной породы - араукарий.
Они-то и превратились в камень- но почему, все-таки, не в каменный уголь? Ведь образование основных залежей донбасского «черного золота» относится к тому же геологическому периоду.
Но, как мы уже говорили, омертвевшие растения, нагромождаясь на дне болот, со временем гнили, спрессовывались, превращались в торф, который и служил исходным материалом для образования угля. А вот араукарии оказались в совершенно иных условиях.
Рощу затянуло илом, который и защитил ее от доступа кислорода. Таким образом, стволы не поддались процессу углеобразования - и через миллионы лет стали каменными-
Впрочем, таковыми дружковские деревья можно назвать лишь условно. В действительности, превращение древесины в камень невозможно.
Порою скрытые в земных недрах стволы и ветви истлевают, и на их месте появляется пустота, в точности повторяющая форму растения.
Она заполняется принесенными водой песком, известью. Затем эта «начинка» затвердевает, создавая точную копию распавшегося дерева.
Примерно так делаются отливки из гипса, металла или иных материалов по ранее изготовленным формам - шаблонам. А вот еще более точное сравнение.
В римском городе Помпее, погибшем свыше двух тысяч лет назад от извержения вулкана Везувий, слой затвердевшего пепла сохранил пустоты, воспроизводящие форму тела испепеленных страшным жаром людей.
В 1960-х годах ученые залили эти пустоты раствором гипса.
Теперь перед нами - жуткие скульптурные «голограммы» помпеянцев: переданы даже выражения лиц, искаженных ужасом в минуту гибели-
Известны науке также «инкрустации» - своеобразные корки на ископаемых предметах, состоящие из минеральных соединений.
Такую корку может оставить подземный источник или гейзер. Предмет внутри «инкрустации» может распасться в пыль, твердая корка останется.
Деревья из Алексеево-Дружковки «окаменели» третьим путем- Палеоботаники провели с ними очень интересный эксперимент.
Они срезали микроскопически тонкую пластинку с ископаемого ствола, отшлифовали ее до такой степени прозрачности, чтобы сквозь нее можно было читать книги, а затем изучили срез под мощным микроскопом. Результат оказался ошеломляющим: клеточное строение древнего дерева предстало перед учеными, как на ладони!
В данном случае произошла частичная замена органического вещества неорганическим. Подземная вода, пропитывая ткань деревьев, постепенно вымывала часть органики, в то же время обволакивая снаружи и внутри клетки древесины растворенными минеральными веществами.
В основном, это были частички кремнезема (кварца), доломита, кальцита, сидерита, лимонита, которые придавали окаменевшим деревьям желто-серый оттенок. Такие минералы как раз и характерны для морского мелководья, вблизи которого росли араукарии.
А на поверхность стволы и пни поднялись в так называемый пермский период, около 160-170 миллионов лет назад, когда полным ходом шел процесс горообразования на Земле.
Их «вытолкнули» окружающие горные породы.
Надо сказать, что «каменный» лес в донецких степях - не единственное место в мире, где есть аналогичные реликты.
В 1977 году подобную «рощу» нашли в пустыне Гоби, в Монголии: ее площадь - около 200 квадратных метров.
Обломки древесных окаменелостей найдены также недалеко от города Новопскова; в Крыму - на околицах поселков имени Ленина и Береговое.
Правда, у последних происхождение иное: минерализовались кедры и болотные кипарисы, росшие около 15 миллионов лет назад на побережье древнего Сарматского моря.
Островки «каменных» лесов можно встретить и в Кировоградской области, а также в России - на берегах реки Камы в Приуралье. Есть они в Болгарии, в Египте и в США.
Но дружковский заповедник - все-таки, один из самых выразительных и интересных. Недаром он рождал поэтические легенды!
Людмила Воликова
Источник: vk.com