Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2016-08-26 00:24

Загадка горы Кинмей

Загадка горы Кинмей

Если бы вдруг удалось осушить ложе Мирового океана - три четверти нашей планеты, - мы бы увидели фантастический, воистину неземной пейзаж. Цепи горных хребтов с вершинами выше Эвереста, необъятные долины и глубокие огнедышащие разломы, не имеющие аналогов на материках. Встав на край такой исполинской впадины, потрясенный геолог смог бы проникнуть взором чуть ли не до мантии Земли, непосредственно наблюдал бы, как образуются руды, алмазы и золотые самородки.

Лик матушки-Земли чрезвычайно изменчив. Но жизнь человеческая коротка, чтобы заметить сколько- нибудь существенные перемены. Вот если бы снимать нашу планету на кинопленку в течение многих геологических эпох с интервалами этак в десять тысяч лет, а потом прокрутить разом, то завороженные зрители увидели бы самый необычайный фильм. Они бы воочию наблюдали, как плавающие с крейсерской скоростью материки сшибаются вместе, разламываются

и снова расходятся по планете, закрывая одни океаны и открывая другие. И все же они не заметили бы самого главного - тех мест, где подтекает океаническая кора под материковую, где интенсивно идет рудообразование. Самые сокровенные тайны природы погребены в самых глубоких котловинах.

Этот мысленный эксперимент наглядно показывает, насколько трудна и сложна задача ученых - распознать суть геологических процессов, протекающих под океанским дном. Вот почему в Тихом океане, в самых «горячих» точках земного шара, регулярно работают советские научно-исследовательские суда. В конце прошлого года завершил один из своих рейсов корабль Дальневосточного научного центра АН СССР «Профессор Богоров». В задачи экспедиции входило исследование подводного хребта Императорские горы и поднятия Шацкого в соответствии с программой советско-американского сотрудничества по изучению Тихого океана. Соглашением ученых двух стран предусмотрено совместное исследование энергетических ресурсов океана и закономерностей распределения полезных ископаемых. Для этой цели советские и американские научные суда ведут работы в оговоренных соглашением районах тихоокеанского бассейна и обмениваются полученными результатами изысканий.

Оазис в открытом море

Голубые просторы океана в чем- то сродни желтым барханам пустыни - безжизненные пространства сменяются оазисами, где расцветает жизнь. В пустыне ей дает начало вода, в океане - земля или даже любая твердая основа. Однажды ученые поставили в море большой круглый буй. Уже через несколько дней он густо оброс бахромой водорослей, в которых нашли приют всевозможные моллюски, ракообразные и рыбы. Начальник экспедиции Владимир Петрович Шевцов, человек философского склада мышления, стоя у борта и задумчиво глядя в воду, говорил:

- Согласно физическим законам в океанских глубинах не перемешиваются с придонными поверхностные, нагретые воды, в пучину не проникают солнечные лучи и атмосферный воздух. Глубже 500 м в океане царит мрак и холод, отпугивающий все живое. Зато морская поверхность удивительно продуктивна. Для бурного развития жизни нужна лишь «зацепка». Искусственные острова и шельфы, которые можно строить в океане в неограниченном количестве, в будущем смогут дать существенную прибавку к столу человечества. Ученые разрабатывают целые комплексы дрейфующих в теплых течениях и заякоренных конструкций для производства морепродуктов в верхних слоях океанических вод. Очевидно, для создания морских плантаций можно будет использовать и вершины подводных гор, которых лишь в Тихом океане насчитывается более 10 тыс. Гора Кинмей - одна из них...

К ней-то и шло научно-исследовательское судно «Профессор Богоров». Эта вершина расположена на южной оконечности подводного хребта Императорские горы, что протянулся более чем на тысячу миль от берегов Камчатки к югу. Цепь Гавайских островов не что иное, как надводное его продолжение. Гору Кинмей, конечно, не увидишь простым глазом, но ее можно «нащупать» эхолотом на глубине 300 м.

Впрочем, у этого - одного из шести запланированных на рейс полигонов - есть и другие приметы, бросающиеся в глаза. Как только судно подошло к горе Кинмей, участники экспедиции стали замечать характерные плавающие предметы: стеклянные шары и резиновые кухтыли от рыболовных сетей, обрывки тросов с нанизанными на них ромбиками пенопласта. Даже проплыла вдоль борта, колыхаясь в волнах, словно ореховая скорлупка, оранжевая защитная каска. Один плавающий предмет послужил поводом для забавного случая, вызвавшего дружный хохот на палубе. Научный сотрудник Владимир Юсупов зацепил большим тунцеловным крючком длинный обрывок линя и с трудом подтягивал его к борту.

Помогайте, ребята. Это часть яруса, - говорил он.

В это время на палубе появился старпом Владимир Яковлевич Осинный - человек строгий и рассудительный.

Отцепите ярус, - приказал он. - Наверное, его с буя сорвало. Может, рыбаки искать будут. И вообще, непорядок...

Находку отцепили. И лишь широкая спина одного представителя командного состава корабля скрылась за дверью надстройки, из другой двери появился другой - стармех Юрий Прокофьевич Гордиенко.

У наших подшефных

- Ребята, ловите быстрей эту снасть, вытягивайте на борт, - распорядился он, - мы здесь ночью будем ходить галсами, можем на винт намотать...

Впрочем, и старпом и стармех - оба были по-своему правы. Вскоре по носу судна, справа и слева замаячили целые армады рыболовных судов. Нужно было смотреть в оба, чтобы не намотать на винт, и, конечно же, необходимо было при маневрировании соблюдать корректность, предупредительность и уступчивость, что особенно ценится среди моряков.

Научный корабль попал в рыбье царство. Эхолот писал косяки скумбрии, ставриды, скопления какой-то придонной рыбы. Ночью, когда легли в дрейф, участники экспедиции в световом пятне прожектора ловили кальмаров и летучих рыб. На свет палубных фонарей слетались и, ослепленные, бились о белую стену рубки чирикающие по-воробьиному темно-серые морские птички кочурки. Жалостливые моряки собирали их на палубе целыми партиями, кормили кусочками кальмаров и утром от пускали на волю. Словом, это был вполне обетованный край.

Море в районе горы Кинмей - это северная часть знаменитой рыбачьей банки Милуоки (одноименной с другой, более южной подводной горой). Вершины их, омываемые теплыми водами течения Куро-Сиво, которое идет от берегов Японии, густо заселены подводными обитателями.

Эхолот рисует плато

Обмер горы Кинмей предшествовал сейсмическим исследованиям дна океана. Впрочем, эхолот не выключался на протяжении всего рейса, научные сотрудники поочередно несли эхолотную вахту. Океанологи привезли из рейса богатый уточняющий материал промеров морских глубин.

Эхолоты на научно-исследовательском судне «Профессор Бого- ров» также современны и совершенны, как вся другая аппаратура. Два предназначены специально для научных целей, один на 10 тыс. Гц и другой на 30 тыс. Гц плюс гидролокатор - эхолот горизонтального действия. Эти приборы позволяют ученым «просматривать» пучину на 12 тыс. м вглубь, включая верхние слои грунта, и «видеть» под водой на 4 тыс. м во все стороны. Чувствительность приборов такова, что на магнитной ленте отмечаются даже отдельные рыбы и границы водных потоков. В отличие от других эти эхолоты могут «рисовать» подводные объекты в уменьшенных масштабах, объемно. Специальное электронное устройство постепенно накапливает информацию, а потом за короткий срок выдает ее на самописец. Таким образом, можно получить запись рельэфа грунта в течение минуты как результат нескольких часов промера.

Итак, шел обмер горы Кинмей с запада на восток в координатах 35` северной широты и 171` восточной долготы. Глубина океана резко падала с 5 тыс. м до 347 м, и самописец эхолота чертил на ленте крутой, хаотически извилистый склон. Затем шла удивительно ровная как доска площадка, потом крутой уступ с 347 м до 290 м, и снова идеально ровное плато протяженностью 40-50 миль. Западный склон совершенно точно повторил восточный. Тот же уступ до глубины 347 м, ровная площадка, и снова хаотический крутой склон до глубины 5 км (схематично и упрощенно вершина Кинмей изображена на рисунке). Над плато эхолот делал четкие записи многочисленных косяков и скоплений рыбы, потому и находились здесь примерно два десятка рыболовных судов.

- Что-то сверхъестественное, - не отрывая взгляда от записей эхолота, говорил заместитель начальника экспедиции, доктор геологоминералогических наук Валерий Михайлович Ковылин. - За всю свою многолетнюю экспедиционную практику я не встречал горной вершины с такой поразительно прямолинейной геометрией. Возможно, мы нашли первый в северном полушарии гийот (бывшую некогда на поверхности гору со сглаженной от выветривания вершиной, погрузив

шуюся затем в море). И все равно это самая уникальная и загадочная для науки находка. Интересно, что дадут сейсмические исследования этой горы?..

«Трехслойный пирог» в разрезе

Сейсмические исследования проводились на большой площади океанского ложа от горы Кинмей до поднятия Шацкого, которые хотя и отстоят друг от друга на несколько сотен миль, но расположены на одной литосферной плите. Такой широкий охват необходим для того, чтобы получить целостное представление о тектонических процессах и горообразовании в океане.

Донные сейсмостанции ставились на горе Кинмей и на поднятии Шацкого. Исследования проводились двумя методами - непрерывным сейсмическим профилированием (НСП) и глубинным сейсмическим зондированием (ГСЗ). При первом методе океанское дно «простреливается» вертикально на глубину до полутора километров. НСП осуществляется на ходу судна, причем отраженные упругие колебания принимаются буксируемой пьезокосой - системой гидрофонов, встроенных в 300-метровую полиэтиленовую трубу. Более продуктивный метод исследования земной коры - глубинное зондирование. Разнесенные по морскому дну на большие расстояния автоматические сейсмостанции, принимая отраженные угловые и продольные колебания, позволяют судить о строении дна на 5-10 км вглубь и на большей площади.

Иногда оба эти метода применяются одновременно, как показано на рисунке. На грунт выставляются донные станции, на буксирах за кормой выпускаются пьезокоса и пневматическая пушка (металлическая камера сжатого воздуха, который постоянно подается с судового компрессора по шлангу высокого давления). Судно ходит определенными галсами, каждые десять секунд «выстреливая» разряды упругих колебаний. Они пронизывают толщи вод, земной коры и, отражаясь от границ различных слоев, регистрируются донными станциями и пьезокосой.

Проведенные таким образом сейсмические исследования в районе горы Кинмей и поднятия Шацкого подтвердили и дополнили научные сведения, полученные ранее советскими и американскими учеными. Мы сейчас пользуемся лишь предварительными данными экспедиции, так как основной материал находится в обработке. Общая картина геологического строения и развития океанского ложа в исследуемом регионе постепенно проясняется.

Между южной оконечностью хребта Императорских гор и поднятием Шацкого типичная океаническая кора на глубине от 4 до 6 тыс. м. По данным сейсмических исследований получается, что здесь характерный «трехслойный пирог» (два слоя твердых пород и верхний - осадочных) толщиной 8- 10 км.

В районе горы Кинмей этот «пирог» разломан самым невероятным образом. Вершина ее - ровное плато, 50 миль в диаметре. В. М. Ковылин предполагает, что это остаток, реликт древней суши, где вполне возможно в дальнейшем найти гальку, остатки кораллов и прочие вещественные доказательства. А подножье горы - это молодые образования, вся структура Кинмей в не столь отдаленном прошлом подверглась разрушению. Недаром заметны сравнительно свежие разломы, заполненные породами, которые так типичны для океанических новообразований.

Можно предположить, что гора Кинмей некогда возвышалась над уровнем моря. Вершина ее, в течение многих тысячелетий обдуваема^ буйными ветрами и омываемая тропическими ливнями, разрушилась, превратилась в ровное плато и ушла под воду под действием тектонических процессов.

Возвышенность Шацкого по геологическому строению коренным образом отличается от известных структур в системе Императорских гор. Находясь совсем рядом, на одной плите, она тем не менее не тронута разломами и представляет собой целостное геологическое образование. Кора поднятия Шацкого толстая - 18-20 км, континентального типа. Состоит из пяти мощных слоев. Упругие колебания сквозь них за 1,5 с проникают на глубину 5 км, а на Императорских горах - всего на 700-800 м. Американские ученые обнаружили на поднятии Шацкого геологические структуры юрского периода, что подтверждает глубокую древность этой коры.

Возможно, Пацифида?..

С загадочными явлениями при исследованиях в океане сталкиваются довольно часто. Вот одно из них. Ученые завершали работы на поднятии Шацкого и собирались переходить на другой полигон. Ярко светило солнце, судно, лежа в дрейфе, как говорят моряки, заштилело. Подняли на борт последнюю донную сейсмостанцию с глубины более 2 тыс. м, из мрака и холода, где царит первозданный покой. И вдруг на стальном контейнере станции обнаружили яркие, четкие следы. Пятна нефти! Откуда? Каким образом? Над станцией в задумчивости склонились В. М. Ковылин, начальник отряда сейсмических исследований В. Г. Прокудин и другие ученые. Высказывались самые разные предположения. Возможно, выпал с проходящего судна и погрузился на дно замазученный предмет? А может быть, здесь следы работы американского судна «Гломар Челленджер»? Эта плавучая буровая установка пробила уже около 500 скважин в разных районах Мирового океана. Пять из них - на поднятии Шацкого. И нефть американцы здесь действительно нашли.

А коли так, значит, в этом месте, за добрую тысячу миль от ближайшей шельфовой зоны, некогда согласно теории органического происхождения нефти процветала буйная жизнь. Значит, это древний континент. Возможно, Пацифида?!

В. М. Ковылин, исходя из данных сейсмических исследований, склоняется к тому, что так оно и есть. Он предполагает, что поднятие Шацкого - так называемый микроконтинент (очень древние участки суши сравнительно небольших размеров). Сейчас их на лике Земли насчитывается три: Мадагаскар, Сейшельские острова и остров Сокотра в Индийском океане. Все они находятся, так сказать, в надводном положении. Если предположение ученых подтвердится, поднятие Шацкого будет первым подводным микроконтинентом, богатым полезными ископаемыми.

Дадим волю фантазии. Быть может, лежал плоский остров в океане, невдалеке от цветущего материка. А возможно, они были слиты воедино, и гора Кинмей просто часть расколовшейся равнины. Ведь по теории мобилизма Вегенера материки могут спаиваться, разламываться и расплываться, а океаны - схлопываться, образовываться, расширяться и сужаться. Есть научное предположение, что в конце мелового периода (сравнительно недавно) Евразия и Северная Америка соединялись в районе Чукотки и Аляски. Существовавшая до того Лавразия, которую Атлантический океан в начале мезозоя расколол надвое, воссоединилась заново на противоположных концах - тектонически самом активном сейчас районе земного шара. Более того, существует научное предвидение о том, что древнее течение - предшественник современного Куро-Сиво - обогревало восточные районы более эффективно, чем теперь это делает Гольфстрим на западе. И может быть, мы совсем не там ищем легендарную Атлантиду? Не лишены оснований попытки искать не Атлантиду, а Пацифиду - обетованные в далеком прошлом истории человечества земли Тихого океана.

До чего только не додумаешься, дав волю фантазии! Наука же строга и осторожна. Доктор геолого-минералогических наук В. М. Ковылин посмеивается над подобными домыслами. Тем не менее он считает, что гора Кинмей и поднятие Шацкого представляют большой интерес для науки, что к ним необходимо совершить еще по крайней мере две-три экспедиции, провести не только сейсмические, но также магнитометрические, гравиметрические и другие исследования в комплексе.