Извержение, приведшее к образованию вулкана Хорульо, стало третьим по счёту большим трещинным извержением произошедшим в историческое время. Последнее извержение данного вулкана произошло в 1958 году.
Интересный факт:
Лава, извергнутая в 1759 году, через 20 лет после излияния была ещё так горяча, что в её трещинах загорался просунутый сухой мох, трут и можно было зажигать папиросы.
Очень известный среди учёных вулкан Хорульо служит доказательством непрерывной вулканической активности Земли, он стал настоящим наглядным пособием теории вулканического поднятия пластов. Многочисленные свидетельства описывают, как в течение месяца земля глухо гудела и слегка вибрировала. Местные жители списывали это явление на гнев богов за их неправильное поведение. А в ночь с 28 на 29 сентября 1759 года посреди цветущей равнины земля вдруг вздулась в виде пузыря. Жители поднялись на высокий холм и оттуда уже наблюдали за рождением нового вулкана. Они видели, как земля разошлась, образовалась большая трещина, затем из неё стали вырываться клубы пара, лететь камни и пепел. В течение нескольких дней цветущая равнина полностью изменилась, превратившись в огнедышащую гору. Вулкан извергал лаву в течение сорока лет, превратившись за это время в большую конусообразную гору высотой 450 метров.
Ввиду того огромного значения, которое представляет для науки появление Хорульо, мы должны остановиться на нём несколько подробнее. Вот как рассказывает об этом событии Гумбольдт в четвёртом томе своего «Космоса» (приводим его описание в сокращённом виде):
«В ряду мексиканских вулканов самое видное место занимает Хорульо, внезапно появившийся и выбросивший лаву. Со времени моего американского путешествия это событие приобрело огромную известность. Извержение произошло в ночь с 28 на 29 сентября 1759 года в обширной, издавна спокойной равнине прежней провинции Мичоакан, где на расстоянии целых 30 географич. миль не существовало ни одного вулкана. Появлению Хорульо предшествовал непрерывный подземный шум, впервые замеченный 29 июня. За день до извержения нового вулкана, случившегося в 3 часа утра, наблюдалось явление, которое обыкновенно имеет место в конце извержения. Там, где теперь стоит огромный вулкан, красовалась прежде густая роща гуяв, плоды которых так любят туземцы. Рабочие с сахарных плантаций, принадлежащих к усадьбе (хасиенде) Сан Педро Хорульо, пришли сюда для сбора плодов. Когда они возвращались домой, то к удивлению заметили, что их соломенные шляпы покрыты пеплом. После этого там, где теперь раскинулось мрачное лавовое поле Мальпайс (в переводе-бугристое поле лавы), появились трещины, но на равнине пока ещё не произошло никаких других изменений. В начале ночи пепел лежал в 1 ф. толщиной. Все бросились бежать к холмам индийской деревушки Агуасарко, которая лежала на 2260 ф. выше прежней равнины Хорульо. Как гласит предание, с этих высот было видно, как на большом протяжении всю эту местность охватило грозное извержение. По рассказам очевидцев, из пламени вдруг показалась огромная бесформенная масса, подобная чёрной крепости.
Предания об этом событии пользуются широким распространением среди местных жителей, которые единогласно рассказывают, что в первые дни извержения наряду с огромными массами скал, шлаков, вулканического песка и вулканического пепла была выброшена грязная вода. Все очевидцы утверждают, что перед появлением ужасной горы слышались подземные удары и подземный грохот, а в день извержения плоская равнина приподнялась и покрылась множеством вздутий, из которых самое большое и образовало нынешний вулкан. Эти вздутия обладали различными размерами и в большинстве случаев представляли правильную коническую форму. Когда они лопались, то из появившихся отверстий вылетала кипящая грязь, шлаки и чёрные массы камней, которые и до сих пор попадаются даже на большом удалении от вулкана. Эти исторические известия, к сожалению недостаточно подробные, вполне согласны с тем, что мне привелось слышать в 1803 г. из уст местных жителей.
Собственно вулкан Хорульо и пять других гор, образовавшихся одновременно с ним на той же трещине, располагаются таким образом, что только незначительная часть Мальпайса лежит к востоку от них. Сравнивая высоту барометра в том месте, где началось поднятие, и непосредственно у подножья вулкана, я нашёл, что разность высот этих точек достигает 444 футов. Дом, в котором мы жили, лежал приблизительно на расстоянии 1 км от края Мальпайса. Здесь виден небольшой, но крутой обрыв до 12 ф. в высоту; с него падает ручей, вода которого стала теперь горячей. Исследуя этот обрыв, я мог сделать некоторые заключения о внутреннем строении местности. Она представляет горизонтальные слои глины, перемешанные с песком. В других местах, которые я не исследовал, в крутых обрывах, ограничивающих поднявшийся участок, Буркарт наблюдал светло-серые, мало плотные базальты с многочисленными зернами оливина. Вопреки мнению известных геологов, которые выпуклость у подножья вулкана приписывают только скоплениям лавы, этот опытный и осторожный исследователь на основании данных, собранных на месте, пришел, как и я, к заключению, что действием упругих паров, земля перед извержением образовала подобные пузырям вздутия. Тысячи небольших круглых или несколько вытянутых конусов (так называемых «горнитосов») покрывают равнину; они достигают в среднем 4-9 ф. в высоту и почти исключительно сгруппированы на западной стороне большого вулкана".
Таким образом, даже горнитосы рассматривались, как явления поднятия. Позднее Хорульо посетил Соссюр и совершенно основательно пришёл к противоположным выводам: «Образование Хорульо нельзя объяснить поднятием: явления, сопровождавшие его, не только не подтверждают такого взгляда, но даже, напротив, показывают, что самые сильные извержения могут происходить без всяких нарушений в расположении около лежащих пластов». Скроп объясняет это явление следующим образом: «На трещине, прорезающей глубокую равнину с севера на юг, образовалось шесть кратеров, и над каждым из них выброшенные массы шлаков нагромоздились в виде конусов. Весьма вероятно, что из всех этих кратеров и, главным образом, из большого центрального конуса Хорулло вылились обильные потоки густой базальтовой лавы, которая не могла распространиться на большое расстояние и скопилась в виде высокого выпуклого поля Мальпайс".
Феликс и Ленк, исследовавшие Хорульо в 1888 г., нашли только один горнитос; остальные разрушились. Эти учёные рассматривают горнитосы не только как шлаковые конусы фумарол, но видят в них также пример простейшего вздутия, произведённого парами и газами, которые вырывались из полузастывшего и покрытого массами туфа лавового потока.
Объяснение происхождения Хорульо, сделанное Скропом, в общих чертах правильно, и вулкан этот не может больше служить доводом в пользу теории поднятия. Но еще ближе к истине стоит Рейер, который в появлении Хорульо видит сходство с исландскими извержениями; по его мнению, это массовое излияние малоподвижной лавы, происшедшее вдоль трещины, на которой образовался ряд побочных конусов.
Источник: new.vk.com