Наверное, одной из наиболее часто поднимаемых и обсуждаемых тем в современной литературе, кино и СМИ являются природные катастрофы различного масштаба и происхождения: землетрясения, цунами, извержения вулканов, падение метеоритов, наводнения и прочие. И очень часто на фоне данной темы поднимается вопрос еще более серьезный и в определенной степени спекулятивный - вероятность и время наступления «конца света». Интерес к данному вопросу - это не только проявление праздного любопытства, но и часто желание человека осознать свое место и предназначение в этом мире, ведь если есть конец человеческой истории, то есть и ее начало.
К сожалению, в большинстве случаев мы сталкиваемся с негативным пониманием темы «конца света», что искусно подчеркивается голливудскими режиссерами в фильмах подобного жанра: у человека гибнет семья, друзья, а сам он с группой единомышленников пытается противостоять природным стихиям, обрушившимся на наш падший мир.
На страницах газет и журналов часто встречаются заметки, в которых сообщается, что ученые в очередной раз открыли новый метеорит, который, возможно, через несколько сотен лет уничтожит нашу планету. Или сообщения о том, что Йеллоустоунский вулкан вот-вот проснется и не поздоровится всем нам, а не только американцам. Многим сразу представляются картины нашей в значительной степени печальной и короткой жизни, основной целью которой станет борьба за выживание. Вообщем, как ни крути, а перспективы весьма удручающие.
Но неужели все и в самом деле так плохо? Неужели никакого другого выхода нет? Думаю, что ответ на второй вопрос достаточно ясен: выхода и в самом деле нет, но зато есть возможность иначе взглянуть на данную ситуацию. Но здесь мы неминуемо касаемся мировоззрения человека, в зависимости от которого понимание «конца света» может в значительной степени расходиться. Для человека, свято верящего в теорию эволюции и случайное зарождение жизни путем неизвестных еще науке физико-химических процессов, «конец света» и в самом деле представляется весьма печальным событием, которое хочется отодвинуть как можно дальше. Но взгляды верующего человека, и в первую очередь христианина, в данном случае кардинально отличаются.
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим на земли живот даровав» - в этом коротком пасхально тропаре заключен весь смысл христианства. Для человека, верующего в воскресшего Христа, смерти, собственно, и не существует - это всего лишь короткий переход в вечную радость Царствия Небесного длиною в один миг. Но это еще не все: в Священном Писании говорится также и о кончине всего мира, о завершении седьмого дня творения, который, согласно толкованиям святых отцов, продолжается и по сей день. О том, как это произойдет, говорит Христос в Евангелии и этому посвящена целая книга в составе Библии - Апокалипсис Иоанна Богослова. Христос и в самом деле описывает последние времена весьма трагично, поэтому существующие представления о «конце света» совсем не беспочвенны. Но в то же время, согласно Священному Писанию и учению Церкви, вслед за этим наступает вечное Царство Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, «невечерний день», «брачный пир», сладость которого, по словам прп. Серафима Саровского, бесконечно превышает всю тяготу земных страданий. Разрушение падшего греховного мира со всеми его пороками, страстями, войнами и болезнями, и в то же время - наступление вечного блаженного Царствия Божия, попасть в которое может каждый, - вот что в христианском понимании «конец света». И тогда уже лучше говорить не о конце, а о начале света.
Христос не говорит Своим ученикам о времени наступления конца этого мира, но зато указывает на то, что они в свою очередь должны делать: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13, 32, 33). Все очень просто - храни веру, живи благочестиво и будь в любую минуту готов предстать пред Богом, независимо от того, когда придет кончина века. Несколько ранее мы также можем прочитать, что ради избранных Господь сокращает дни бедствий на земле, то есть даже во время самых тяжелых катаклизмов и страданий не оставляет верных Ему.
Наделенный свободной волей каждый человек вправе сам выбирать, во что ему верить и как ему жить. Его мировоззрение в значительной степени определяет не только его моральные ценности, но и отношение к таким вещам как смерть и «конец света». Возможно, личное благочестие каждого из нас отдалит наступление конца времен, подобно тому, как ради десяти праведников Господь был готов пощадить Содом и Гоморру. Но как бы там ни было, «конец света», то есть второе пришествие в мир Спасителя и кончина нашего греховного мира для христианина, на мой взгляд, - это праздник, который мы должны встречать с радостным сердцем и горящими светильниками, подобно благоразумным девам из Евангельской притчи. И наверное не случайно, в последних строках Библии, в Апокалипсисе Иоанна Богослова после описания разрушения падшего мира и наступления Царствия Божьего, апостол радостно восклицает: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20). Этой радости ожидания пришествия в мир Спасителя желаю и всем вам.
Роман Садовничий
Источник: православная-карелия.рф