Клубящийся над водой пар - это свидетельство того, что в данный момент раскалённая лава выливается из недр Земли в ледяные океанские воды.
Галапагосские островава имеют вулканическое происхождение и образовались в районе так называемого Галапагосского рифта - поперечного разлома, рассекающего Восточно-Тихоокеанское поднятие, вдоль которого к востоку через Панамскую котловину простирается система желобов и рифтовых гряд с высокой сейсмичностью и проявлениями молодого вулканизма. Ряд вулканов на Галапагосах являются действующими, например на островах Исабела и Фернандина, другие прекратили свою деятельность в недавнем геологическом прошлом.
В 1977 году группа учёных на батискафе, носящем имя «Элвин», проводила исследования «ледяных» глубин Галапагосского рифта (от англ. rift, буквально - трещина, разлом - крупной линейной тектонической структуры земной коры, образованные при её горизонтальном растяжении) в 390 км северо-западнее Галапагосских островов в Тихом океане. Учёным было известно, что здесь образующие земную кору тектонические плиты постоянно удаляются друг от друга. Скорость их движения - до 20 см в год. Образующиеся между ними пустоты заполняет жидкая раскалённая лава, при соприкосновении с холодной водой она застывает, в результате чего на дне появляются новые скальные образования, напоминающие по форме подушки.
Команда «Элвина» обнаружила эти новые скалы на глубине 2600 метров. На этой же глубине экспедиции открылась удивительная страна, где в полной темноте живут неизвестные науке существа.
В глубоких негостеприимных океанских впадинах живут организмы, способные обходиться без энергии солнца. Им не нужны зрение или пигментация. Давление воды здесь в 100 раз превышает давление воздуха в автомобильной шине, а температура в течение всего года не поднимается выше 2-4 градусов. Тем не менее в этой казалось бы безжизненной среде есть оазисы тепла, вокруг которых и кишит морская жизнь. Сквозь щели в окаменевшем базальте морского дна бьют тёплые минеральные источники, которые породили уникальные формы жизни, не зависящие от солнечного света.
В Галапагосском рифте существует 5 таких оазисов. Из четырёх с силой бьёт горячая вода. Пятый оазис, к сожалению, превратился в мёртвую зону с нулевой температурой. На существование здесь тепла сейчас указывают лишь раковины погибших моллюсков в щелях между базальтовыми подушками.
Но на базальте «действующих» оазисов живут многочисленные мерцающие колонии гигантских двустворчатых моллюсков. Их раковины белого цвета, а мякоть алая от гемоглобина. Здесь же лежат целые горы мидий. Вокруг них бродят полчища слепых крабов-привидений. Раки-галатеи и черви -серпулиды отфильтровывают пищу из воды, а блюдечки и кораллы-органчики крепко ухватились за местные камни. Есть и совсем удивительные существа, напоминающие белый пушистый одуванчик и живые спагетти.
Тут же крупные красные трубочники - белые трубки, достигающие трёхметровой длины и оканчивающиеся ярко-красным отростком. У них нет ни рта, ни кишечника. С помощью бактерий, характерных исключительно для мест их обитания, трубочники поглощают кислород, углекислый газ и сероводород и другие полезные вещества через 300 000 чувствительных щупальцев на кончиках их трубчатых тел. Тем более, что здесь благодаря минералам хранятся огромные концентрации железа, бария, кальция, меди, цинка, лития и марганца.
Прошло больше сорока лет с тех пор, как была разрушена гипотеза об океанском дне как о почти безжизненной пустыне. Наличие богатой и разнообразной фауны в экосистемах Галапагосского рифта доказало, что природа хранит ещё немало секретов от человека.