523 затронутых населенных пункта, 37 пострадавших и более 4 тысяч поваленных деревьев: прокатившаяся по стране 13 июля буря стала самой фотогеничной за век соцсетей. Экологи обещают, что сюрпризы погоды в Беларуси будут все более частыми. Готовится ли страна к этому?
Кажется, в минувшую среду многие беларусы уверовали наконец в реальность климатических изменений. В чемпионах по расшарам фоточек с искореженными машинами и постройками - минчане: столицу и ее окрестности стихия затронула наиболее всего.
Однако, если бы не фотосвидетельства разрушений, официальная статистика не нашла бы для них повода.
Начальник отдела климата Республиканского гидрометеоцентра Елена Комаровская утверждает: максимальная скорость ветра, которую 13 июля зафиксировала минская метеостанция, составляла 12 м/с - но при таких порывах крыши остановкам не сносит и деревья с корнем не выворачивает.
«Когда эта буря шла по городу, мы выходили на улицу - в нашем месте не было такого ветра», - говорит она.
По словам Комаровской, особенностью бури стали локальные шквалистые усиления ветра, которые специалисты связывают с особенностями атмосферы в большом городе.
Что до плавающих машин, то метеорологи в тот день зафиксировали выпадение в Минске 24 мм осадков - что, по словам Комаровской, можно отнести к неблагоприятной, но явно не критической ситуации.
В ногу с планетой
Комаровская говорит, что Беларусь ощущает на себе изменение мирового климата, главным проявлением которого у нас стало значительное повышение среднегодовой температуры:
«Мы в Беларуси считаем, что с 1989 года у нас началось потепление, которое продолжается по настоящее время. В среднем за эти 27 лет среднегодовая температура превысила климатическую норму на 1,3 градуса - это очень много».
Специалист поясняет, почему именно 1989-й принимают за точку отсчета: именно тогда среднегодовой показатель составил рекордные восемь градусов тепла по Цельсию - против нормы в +5,8. С тех пор каждый год за исключением 1996-го температура была выше климатической нормы.
При этом последний, 2015-й год обновил абсолютный рекорд за всю историю метеонаблюдений: столбик термометра в среднем находился на отметке +8,5`C.
При этом, хоть жарче стали июль и август, в основном среднегодовое потепление происходит за счет зимних месяцев и ранней весны - эти периоды стали значительно теплее.
Нервная погода
Однако наибольшую опасность представляют не общая тенденция повышения температуры, а «рваный» характер изменений, которые оно несет. Беларусы уже столкнулись - и будут все чаще сталкиваться - с погодными экстремумами. В частности, это выражается в существенном увеличении числа жарких дней - с максимальной температурой воздуха больше 25 градусов.
За 27 лет беларусского потепления количество осадков в целом практически не изменилось - как за год в целом, так и отдельно за теплый и за холодный период. Однако все больше ощущается неравномерность их выпадения: длительные «сухие» периоды перемежаются с интенсивными ливнями наподобие того, который прошел в среду.
В докладе Межправительственной группы экспертов по изменениям климата сказано, что вся Беларусь находится в зоне значительного ожидаемого повышения частотности мощных разрушительных осадков: согласно прогнозам МГЭИК, такие явления к концу века будут происходить в полтора раза чаще.
Потепление Минску не указ
По словам советника по климатическим изменениям в «Зеленой сети» Анастасии Бекиш, отчет МГЭИК под эгидой ООН хорошо знаком беларусским экологическим ведомствам.
«Минприроды и Гидромет прекрасно осведомлены о данных отчета и учитывают его в своей работе», - говорит она.
Анастасия говорит, что в Минприроды работают компетентные специалисты, знакомые с характером климатических изменений и способные выработать актуальные для Беларуси меры реагирования на них. Проблема в том, что их - всего несколько человек, а работы - невпроворот.
В планах беларусских властей - создание национальной стратегии адаптации к изменению климата. В нее должна войти и стратегия реагирования на опасные погодные явления. Пока что здесь много нерешенных задач.
«У нас была проделана серьезная работа по адаптации лесного хозяйства, начата работа по сельскому хозяйству, но сделать по-прежнему надо очень многое: нужно продолжать работу в сфере здравоохранения, реагирования на чрезвычайные ситуации, и, конечно, городского планирования с учетом климатических изменений. В дискуссиях о генплане Минска на текущий момент понятие «изменение климата» отсутствует в принципе, и это критически не соответствует вызовам современности», - считает собеседница «Журнала».
Углеводородная политика
Для регулирования правовых отношений в области климатической политики нужна прочная законодательная база. Существующей с учетом современных вызовов недостаточно, считает Бекиш.
Важным шагом здесь была бы ратификация Парижских соглашений по климату. Парламент соседней Украины только что завершил такую процедуру, в России же, напротив, этого не предвидится до 2018-2019 годов.
По словам Бекиш, есть надежда, что ратификация в Беларуси случится до конца этого года - и это станет существенным стимулом для развития национального законодательства.
Экологи надеются, что ратификация Парижских соглашений приведет к тому, что проект закона об охране климата, как говорит Бекиш, «достанут из стола, где он находится с 2009 года».
По официальным данным, принятие закона семь лет назад отложили из-за неясности с продлением действия Киотского протокола, по слухам - из-за того, что «тогдашний ответственный орган приложил много усилий, чтобы этого закона не было, так как это действительно большой кусок работы и ответственность».
Однако основная проблема, по которой Беларусь слишком медленно движется в сторону реакции на климатические изменения, по мнению Бекиш - это то, что «климатические проблемы и политическая повестка в нашей стране минимально пересекаются».
«Сразу после Парижа Лукашенко в очередной раз отправил нашего министра природы искать нефть. В общем новостном контексте, когда все в мире говорили об отказе от ископаемого топлива и переходе на возобновляемые источники энергии это выглядело достаточно нелепо», - говорит Бекиш.
«Для создания эффективной системы климатического менеджмента ситуация должна измениться», - уверена она.
Источник: journalby.com