Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Проснуться от землетрясения, откопать дом из-под сугроба, увидеть в окне извержение вулкана - для жителей Курильских островов это дела будничные. Специальный корреспондент DV Андрей Уродов выяснил, каково жить в Северо-Курильске - городе, который постоянно трясёт
Погода в Северо-Курильске своеобразная: весной во время пурги одноэтажные дома засыпает снегом, летом идут дожди, дома утопают в густом тумане. Это единственный город на острове Парамушир, здесь живёт 2500 человек, на соседнем - Шумшу - шесть. Ближайшие города - уже на Камчатке, в двадцати часах пути на теплоходе, а «домашний» вулкан Эбеко - в семи километрах от жилых кварталов: наблюдать за извержениями местные жители могут из окна квартиры.
Хотя острова Парамушир и Шумшу относятся к Курилам, добраться до них можно только с Камчатки. В Северо-Курильске есть вертодром, но из-за переменчивой погоды рейсы часто отменяют. Раз в неделю зимой и два раза летом в город приходит судно «Гипанис» - оно перевозит пассажиров и доставляет на остров продовольствие. Сообщения с другими островами Курильской гряды тоже нет, на них отправляются только с Сахалина - судном или самолётом.
Над низкими домами Северо-Курильска возвышаются горы. Уличные указатели приводят приезжих в восторг: «Вулкан Эбеко - 7 км, Вулкан Алаид - 35 км, Москва - 6921 км». Житель с материка не сразу поймёт, куда он попал. Город портовый, большинство жителей занято рыбным промыслом, а вдоль берега гуляют местные дворняги. Двухэтажные дома на упругих деревянных сваях, гостиница «Дом рыбака», а вокруг - бескрайний океан. «При землетрясении - беги на возвышенность!» - на очередной табличке обозначен необходимый для выживания туриста минимум.
Лава нам не грозит
Дуга Курильских островов - это вершины подводных вулканов, которые образовались миллионы лет назад. «У нас на 120 км острова (Парамушира - DV) - сорок вулканов, из них шесть действующих. Если брать концентрацию на единицу площади - это самое большое число вулканов в России», - рассказывает ведущий инженер Института вулканологии и сейсмологии дальневосточного отделения РАН Леонид Котенко. Он переехал в Северо-Курильск из Украины вместе с родителями сразу после окончания школы. Родители со временем вернулись на родину, а он остался тут - изучать вулканы.
«Да, мы живём прямо у подножья действующего вулкана, - говорит Котенко. - Но лава нам не грозит. Это уже старый, затухающий Эбеко. Последнее извержение было в 2009 году, тогда существовала угроза схода лахара - такой поток из грязи, воды горных рек и лавы, он мог достигнуть города за 20-30 минут». При выбросе из вулкана в городе нужно замерять уровень сероводорода и концентрацию пепла в воздухе. Отравление токсичными газами - реальная опасность, поэтому без вулканологов никуда. Курильская вулканология имеет богатую историю: ведь местные вулканы начали исследовать много лет назад - после Советско-японской войны.
Танки на острове
Битва за Шумшу
Майор Пётр Шутов, руководивший отрядом морских пехотинцев во время прорыва первой линии обороны врага, оставил такие воспоминания:
«Выстрелы и треск очередей смешались с грохотом танков. Стреляли все. Я схватил автомат и бил по пехоте, идущей за танками. Не менее интенсивный огонь вёлся с флангов, где по-прежнему находились подразделения Даина и Иноземцева. Остановилась первая вражеская машина, вспыхнула другая. Не более чем через две минуты горело уже шесть японских танков. Однако остальные быстро приближались. Хорошо вижу перекошенное лицо японского офицера со знаменем. Нажимаю на спусковой крючок автомата. Офицер ткнулся ничком, знамя падает на землю. А ещё через мгновение замирает и танк. Выстрел сержанта Костылёва остановил его».
Самые ожесточённые бои шли на Шумшу - и теперь остров напоминает музей старой военной техники под открытым небом. На Шумшу сохранились обломки танков и самолётов, развалины оборонительных сооружений, оставленных японцами в августе 1945 года. Здесь закончилось крупнейшее сражение Советско-японской войны. Камчатские морпехи и десантники высадились на остров ночью, но встретили серьезный отпор. На Шумшу дислоцировался гарнизон из 8500 японских солдат. Глубина противодесантных оборонительных сооружений доходила до 4 км. Они соединялись подземными ходами, а на поверхности было замаскировано свыше сотни тяжёлых орудий и 60 танков.
23 августа после ожесточённых боёв японский гарнизон капитулировал. Взятие Шумшу - единственная операция Советско-японской войны, в которой советская сторона потеряла убитыми больше, чем противник: 539 человек против 369 японских солдат. Но это было определяющее сражение: после падения Шумшу практически все гарнизоны Курильских островов сдавались советским войскам без боя.
Варежки плавятся
В советское время на северных Курилах располагались военные части. На острове Шумшу в посёлке Байково находилось тыловое обеспечение. Эта база могла бы обслуживать корабли ВМФ, если бы бухты Приморья и Камчатки оказались заминированными. Попасть на Шумшу без серьёзного повода было нереально, даже жителям Северо-Курильска выписывали специальные пропуска. В военных посёлках жили только пограничники и рабочие, приезжавшие туда по оргнабору на летнюю путину - сезон ловли рыбы - или по договору на три года. Многие семьи продлевали договор и оставались жить на Шумшу. Ежегодно им оплачивали проезд до мест отдыха во время отпусков. В те дни до острова ещё ходил катер из Северо-Курильска.
Алёна Медведева, оказавшаяся на Шумшу с родителями-рабочими, рассказывает о жизни на острове: «Мы приехали из Калининграда. Папа закончил техникум, работал оператором ЭВМ и отправился на Курилы подзаработать. На Шумшу мы жили в двухэтажных домах с пристройкой из легких материалов. В них мы пережидали землетрясения: дома всегда стояла собранная сумка с вещами и документами - такая привычка осталась даже после переезда обратно на запад России. Ещё из этой пристройки мы выходили на крышу и выбирались на улицу, если дом заметало. Во время снежных буранов взрослые натягивали веревки вдоль троп, по которым передвигались от домов до маяка, а дети сидели дома или в гостях у соседей. Топили батарею на славу: забытые и не снятые вовремя варежки плавились или сгорали».
Сейчас на острове живёт шесть человек. Они работают смотрителями и техниками на маяке «Курбатова» и «Чибуйный». Из построек тут только дизельная, дом и небольшая баня. Дизель - это сердце маяка: без электричества зимой на необитаемом острове не прожить и дня. В непогоду можно ждать по две недели, чтобы вызвать катер и перебраться на соседний остров в Северо-Курильск. И если на Парамушире ещё встречаются кустарники, а на юге острова даже есть лес, то на Шумшу растительность скудная - высотой по колено. Остров плоский и продувается сильными ветрами. Маячникам тут нелегко: последний военный посёлок Байково расформировали десять лет назад. Как объясняет завкафедрой физгеографии и геоэкологии МПГУ Владимир Кошевой, Шумшу - самый низкий из Курильских островов, поэтому военные посёлки Байково и Козыревское страдали даже при невысоких цунами, что и послужило одной из причин ликвидации воинского подразделения.
33 метра в секунду
Основные трудности на соседнем Парамушире -оторванность от «большой земли» и проблемы со связью. Как только дует сильный ветер со снегом, антенны залепляет - сразу пропадает мобильная связь. Самые суровые месяцы в Северо-Курильске в сезон ветров: вторая половина февраля и начало марта. Во время пурги родители забирают детей из школы сразу после уроков: взрослым сокращают рабочий день, так как к вечеру ветра усиливаются. «Метели и бураны - обычное явление для Шумшу и Парамушира. Воды Тихого океана в начале зимы еще сохраняют накопленное за лето тепло. Над океаном формируется область пониженного давления, куда и устремляется воздух со всей Евразии», - говорит Кошевой.
На Пармушире есть негласное правило: ветер сильнее 25 м/с - на работу вообще никто не выходит. «У нас 7-8 марта был ураган. Метеостанция зафиксировала 33 м/сек. Если попадете в такой ветрило, приятного будет мало. Юго-западные ветра усиливаются очень резко, вы даже заметить не успеете», - добавляет Котенко. В хорошую погоду в зимнем Северо-Курильске не легче. Солнечные лучи так ярко отражаются от снега, что с непривычки больно смотреть. Это вредно для зрения, так что необходимы затемнённые очки.
Снегопады и пурга - явления сезонные, а «потряхивает» жителей острова в течение всего года. Землетрясениями магнитудой в пять баллов на Парамушире никого не удивишь. По словам Кошевого, Курилы находятся на стыке двух литосферных плит. Вдали от берегов Евразии и Северной Америки, в срединных океанических хребтах, из недр Земли поднимается магма: она врезается в дно, что приводит в движение Тихоокеанскую литосферную плиту, которая «подныривает» под Евразиатскую на 5-10 см в год. Движение тверди происходит не плавно, а толчками, вызывая постоянную сейсмическую активность. Именно поэтому в Северо-Курильске очень своеобразная архитектура: дома в городе невысокие, на деревянных сваях - чтобы фундамент не разрушался.
«Помню, в детстве часто просыпался ночью от подземных толчков и гула из-под земли. Периодичность была разная - от раза в полгода до трёх раз в неделю. Весь Парамушир стоит на вулканической породе, вследствие чего почва отлично впитывает влагу. Проливные дожди -исчезают- под землёй, и глубокие лужи тут встречаются редко», - рассказывает бывший житель Северо-Курильска Виктор Донской.
Беги на возвышенность
Землетрясения в Тихом океане приносят на Парамушир цунами. Самое разрушительное цунами произошло в 1952 году, причём волны настигали город три раза подряд. Первая волна разрушила несколько зданий и унесла жизни тех, кто не успел забраться на сопки. После того, как жители спустились в город, пришла вторая волна. Третья смыла обломки. По официальным данным, погибло 2336 человек, хотя население всего города едва ли превышало 6000. В советское время о катастрофе умалчивалось, но известно, что после неё в стране создали систему предупреждения о цунами. Сейчас в Северо-Курильске есть безопасные от цунами зоны - с них начинаются жилые постройки, но самые надежные места - сопки и верхняя часть города.
«Последнее сильное цунами затронуло Северо-Курильск в 1960 году, через восемь лет после трагедии. Тогда высота подтопления была порядка восьми метров. За последние тридцать четыре года тревогу о цунами жители слышали всего семь раз. Теперь стихия не приносит сильной ударной волны, а вода обычно не поднимается выше двух метров», - рассказывает Леонид Котенко.
В мае на Парамушир приходят туманы и остаются на все лето. Видимость в городе падает до 25 метров, а в горах можно и кончиков своих пальцев не разглядеть. В такую погоду водителям автомобилей приходится тяжело. Самыми проходимыми считаются внедорожники и бульдозеры. Общественного транспорта в городе нет. Несколько человек занимается частным извозом, и компании возят на работу людей в «вахтовках». Это такие вездеходы, которые могут забросить рабочих в порт и забрать их домой после пурги. Порт находится в двух километрах от Северо-Курильска, поэтому без такого транспорта туда не добраться. Тяжелая техника на острове очень востребована. Старожилы помнят, как в советское время за мусором приезжал бульдозер, так как все баки для отходов зимой заметало - приходилось откапывать. Мусор собирали ежедневно и вывозили на свалку, чтобы к весне город не превратился в помойку.
Мюнхаузен на Курилах
В одном из своих приключений барон Мюнхаузен во время путешествия по России попал в метель, выбился из сил, привязал лошадь к торчащему из-под снега колышку и впал в спячку до весны. Проснувшись, Мюнхаузен увидел, что снег растаял, сам он лежит на площади около церкви, а его лошадь висит на куполе, привязанная к вершине креста. Скорее всего, барон побывал на севере Курильской гряды: ведь это самое снежное место России.
Несмотря на суровость северных Курил, сюда хочется возвращаться. 26-летний Виктор Донской прожил в Северо-Курильске всё детство и уехал на материк в 2003 году.
- Детство в Северо-Курильске я вспоминаю до сих пор. В любое время года мы с друзьями ходили на побережье Тихого океана. Песок - чёрного магматического цвета. На берегу стояли выброшенные ржавые корабли, которые мы с удовольствием исследовали и даже устраивали в них пикники. Летом, когда поля расцветали в полную силу, отправлялись в походы на сопки, выбирались на рыбалку по горным рекам. Природа на Парамушире удивительная: гигантских размеров лопухи и грибы, много живности - полёвки, крысы, зайцы, лисы, медведи. И хотя жить в Северо-Курильске было тяжело, это было прекрасное время. Мы и сейчас с родителями вспоминаем те места и даже видим их во сне. Что-то там есть такое, что влюбляет в себя окончательно и бесповоротно.