Земля, созданная Вороном
Камчатка - полуостров уникальный и самобытный. Нигде в мире нет такого количества вулканов, сосредоточенных на сравнительно небольшой территории. Кстати, на Камчатке их находится более 300, и лишь десятая часть из них - действующие. Также на полуострове немало гейзеров.
Покрытая горами и вулканам, окружённая со всех сторон водой, Камчатка поражает своей красотой даже самых искушенных путешественников. Но истинным богатством полуострова являются легенды и предания, созданные коренными жителями: коряками, ительменами и айнами. Эти легенды передаются из поколения в поколения, из уст в уста, и только из них можно понять мировосприятие местных народов.
Этим легендам и преданиям уже много лет, но на некоторые из них местные жители полагаются даже в современной повседневной жизни. Из камчатских легенд можно узнать не только о традициях коренных народов, но и о животных, населяющих эту землю.
Легенды о животных
О природе и животных местные жители сложили немало легенд и сказок. «Мёртвый лес» на Камчатке. После извержения вулкана и выбросов пепла на этом месте ничего не растёт.И здесь уже сложно понять где правда, а где вымысел, уж очень тесная это связь. Например, одни из местных жителей - айны не употребляют в пищу голову выдры. Считается, что она обладает забывчивостью и может передать этот недостаток тому, кто съест её голову. Это суеверие связано с одной легендой. В ней говорится о том, что когда Бог создавал человека, он отлучился на Небеса и поручил выдре передать его слова посланнику, который вскоре должен был явиться на землю, но выдра была настолько легкомысленна, что забыла о своём поручении. Явившись, посланник, закончил создание мира на своё усмотрение, так и не узнав, что сказал Бог. Таким образом айны объясняют несовершенство природы человека. Считается, что Бог наказал легкомысленное животное забывчивостью и рассеянностью.
С легендами и суевериями также связано отношение местных жителей к лисам. Айны приписывают им магические способности. Например, по их мнению, лисы способны околдовать людей, наслать безумство, болезни и даже смерть и используют при этом любые средства для достижения цели, в том числе могут менять облик. Считается, что если убить на охоте это животное, то его дух разнесёт по всему лесу весть об охотниках, лесные обитатели попрячутся и охота будет неудачной. Поэтому даже сейчас когда охотятся на лису, убив её, ей завязывают рот, чтобы душа не успела вылететь и предупредить лес.
Местные жители существуют на Камчатке настолько давно, что уже не помнят, откуда пришли и как появился их народ в этих местах, поэтому создание своё они приписывают различным магическим существам.
Легенда о Высшем существе
Камчатку населяют многочисленные народы крайнего Севера: коряки, чукчи, ительмены, алеуты и эвены. У каждого народа свои предания, но есть все-таки легенды, схожие по содержанию. Одной из таких является «Легенда о Высшем Существе». Суть в том, что над северными народами покровительствует Высшее Существо, у которого много имен: Ина`хителан или Гина`гителан (Распоряжающийся); Ягхи`чнин (Нечто Существующее), На`ининен (Мир, Вселенная, Верхнее Существо). Долина гейзеров на Камчатке. Ходить здесь можно только по специальным дорожкам, шаг влево, шаг вправо, и человек уже в опасности.Это Существо не вмешивается в судьбы людей, оставляя их наедине с бедами, проблемами и злыми силами. Распоряжающийся лишь посылает души в новорожденных детей. У него дома в Небесной деревне души висят в мешочках, помеченные каждый своим ремешком. Если ремешок оказался коротким, то ребенку суждена ранняя смерть. А если привязан ремешок прочный и длинный, то жить ему долго и счастливо. Есть у коряков стойкая уверенность, что пока Высшее Существо наблюдает за их землями, всегда будет вдоволь пропитания. А ведь это главное в жизни северных поселений, потому что они почти все время тратят на сбор ягод и плодов, добычу рыбы, охоту на наземных животных. Именно поэтому, чтобы задобрить Высшие Силы, делались жертвоприношения в виде убитых животных. Но это делалось не от страха перед Распоряжающимся, а для того, чтобы заручиться его поддержкой и пониманием. Народы так и не пришли к общему мнению о внешнем облике Высшего существа. Кто-то, и это большинство, предполагает, что Он предстает в виде части природы (моря, солнца), а кто-то уверяет, что он имеет облик дряхлого старика. По легенде есть у Высшего Существа семья: жена - Распоряжающаяся Женщина или Женщина-Дождь, сын Облачный-Человек и дочь Облачная-Женщина. Но по легенде эта семья является лишь сторонним наблюдателем, а вот непосредственным помощником и участником земных событий является Ворон.
Ворон-создатель
Практически все деяния: создание рельефа, первых животных и людей - это его рук дело. В преданиях он характеризуется как первопредок. Это именно он совершил главный подвиг - добыл свет и небесные светила. Большого Ворона коряки считали основателем мира. Корякское имя Ворона - Куйкиняку или Куткиняку. Камчадалы его называли Кутх, Кутху или Кутча, чукчи - Куркил. Большого Ворона также называли Большим Отцом (осёдлые коряки) и Создателем (кочевые). Иногда в одном мифе встречается оба эти имени. Ворон Кутка, черный как ночь, символ мудрости и создатель полуострова Камчатка. Пролетая над безбрежным океаном, захотел он создать новую землю, не пожалел он ради этого и родного сына, превратил его в твердь земную. Затем Ворон отправился в путешествие по созданной им земле. Пересек он ее вдоль и поперек, на пути своем, создавая долины, пещеры, ущелья и горы. Кутка вдохнул свой горячий дух в горы, превратив их в вулканы, чтобы Новая Земля не замерзла. Он создал реки и наполнил их рыбой. Затем он создал Человека из бобового стручка, животных - из глины и вдохнул в них жизнь. Кутка научил людей жить в гармонии с природой и покрыл эту благословенную Землю туманом, пряча ее от зла и варварства. Горы и долины это след пребывания Ворона со своей семьей на Камчатке. Сотворение первой лодки, сооружение первой рыболовной сети из крапивы - это все заслуги сына Ворона Тыжил-Кутху. В зависимости от местности говорится о разном количестве и разных именах детей Ворона. Но чаще всего в фольклоре встречаются истории с участием жены Ворона-Мити, старшего сына Эмменкут и старшей дочери Синаневт.
Легенды о детях Ворона
Легенды о приключениях детей Ворона изначально на своем примере показывают правильную модель отношений между людьми. Вот одна из таких историй. Жил-был Челькутх. Он посватался к дочери Ворона Синаневт. Кратер вулкана Горелый на КамчаткеСтали они вместе жить и родила Синаневт сына. Но однажды отправился Челькутх в лес, встретил девушек-мухоморов и остался с ними, забыв про жену и сына. Долго сын ходил в лес и звал своего отца. Но тот лишь приказывал девушкам-мухоморам жечь его сыну головешками руки. Тогда забралась Синаневт вместе с сыном и всеми зверьми на высокую гору. Полили ее водой, и получилась ледяная гора. А когда же Челькутх захотел есть и вышел на охоту в лес, то не нашел ни одного зверя. Пошел он до жены к высокой горе просить пропитания. Но гора была скользкой и он не смог на нее взобраться. Тогда Синаневт бросила ему ремень и подняла почти до вершины, но потом обрезала ремень и Челькутх свалился. Эти действия проделывала она несколько раз, пока муж не одумался и не забыл красивых девушек-мухоморов. Так после этого они стали вместе жить на ледяной горе, а девушки-мухоморы погибли внизу от голода. Интересно, что легенда о женщинах-мухоморах нашла свое воплощение в петроглифах скалистых гор Пегтымель. Эта легенда повествует и о семье и о преданности и о том, что мухоморы, хоть и красивые грибы, но опасные и могут погубить человека. Впрочем, в древности коряки употребляли их в пищу в качестве одурманивающего средства.
Так легко и просто местные народы рассказывают обо всём: о человеке и о том, как жить, о мире и о природе.
Легенды о природе
Много легенд у камчатского народа, рассказывающих о происхождении природы. В них леса, реки, поля и озера предстают, как одушевленные существа. У них у каждого свой характер и своя семья. Каждая частичка природы, например облако, в любой момент, скинув свою оболочку, может превратиться в человека.
Из-за обилия вулканов и гейзеров Камчатку называют «огненной землёй». По одной из легенд на верхушках вулканов живут горные духи гомулы или камули, как называют их ительмены. Эти существа промышляют охотой на китов, для этого они по ночам взбираются на небо и уже оттуда охотятся на китов. Наколов добычу на когти, гомулы возвращались домой, и, забравшись на самый верх горы, разжигали вулканы, чтобы поджарить добычу. Ительмены уверены, что наверху можно увидеть горы костей, впрочем, никто пока не отважился забраться туда и проверить это.
Камчатским легендам много веков, но они продолжают рассказывать нам о жизни и мировосприятие местных народов, о его традициях и природе. Это богатство, которым коренные жители делятся не только со своими детьми и внуками, но и со всеми, кто приезжает сюда.
Эльвина Абибуллаева
Источник: mollenta.ru