На протяжении истории вулканы многократно доказывали, насколько опасно возле них жить: чуть что - капризное создание мигом зашвыряет тебя пепельными бомбами или затопит лавой вместе со всем твоим городом. У таких вулканов - одиозная слава, их часто обсуждают, они звезды вулканологических хроник. Но есть и другие - о них редко вспоминают, потому как рядом никто не живет и некому демонстрировать свой буйный характер. Или, напротив, нежно сказать «I lava you», как в недавней мультпесне от Pixar.
Какой же активный вулкан можно назвать самым одиноким, удаленным от людских поселений и вообще любых массивов суши, на которых люди селятся? Американский геолог Эрик Клеметти, автор блога Eruptions в издании Wired, предлагает присмотреться к острову Амстердам в южной части Индийского океана.
Входящий в состав Французских Южных и Антарктических территорий остров общей площадью 55 кв. км представляет собой потенциально активный вулкан, который последний раз извергался в 1792 году, отмечается в Википедии. Правда, Клеметти пишет, что территория Амстердама выглядит геологически молодо, истекшая лава слабо выветрена, так что извержение там вполне могло произойти порядка ста лет назад, просто никто не заметил.
И это неудивительно. Амстердам расположен в тысячах километров от всех континентов и крупных островов. Ближайшая населенная территория - архипелаг Кергелен, тоже вулканический и французский, - находится более чем в 1400 км к юго-западу от Амстердама. На Кергелене хоть и непостоянно, но живут сотня-другая ученых, включая тех, что суют под нос спящим пингвинам помет на палочке (vk.com/wall-85330_20656). На Амстердаме тоже есть исследовательская база, но всего на пару десятков человек и посещаемая с меньшей регулярностью. А вообще в радиусе 100 км от острова редко кого из людей можно встретить.
Впрочем, на людях свет клином не сошелся. На Амстердаме есть альтернативная живность - в основном птицы, такие как большой поморник, антарктическая крачка, хохлатый пингвин. Есть даже свой эндемик - амстердамский альбатрос, который гнездится исключительно на местном плато и находится на грани исчезновения как биологический вид. Когда-то тут жил и другой эндемичный вид - амстердамская утка, но несколько веков назад охотники на бельков завезли сюда крыс, которые всех уток перегрызли, закусив буревестниками. Помимо крыс сюда попали мышки да кошки, а еще из зверья можно отметить размножающихся здесь южных морских слонов и одну из крупнейших колоний субтропических морских котиков.
Отдельного рассказа заслуживает необычная дикая популяция коров, прожившая на острове почти 140 лет. Все началось в январе 1871 года, когда французский крестьянин с острова Реюньон решил перебраться на Амстердам, чтобы разводить огороды да скотину. Спустя семь месяцев он разочаровался в проекте и с грустью отчалил, оставив пятерых буренок на попечение вулкану. Обретя свободу, коровы радостно размножились до двух тысяч голов за сто лет и сделали все возможное, чтобы не дать уникальному лесу Phylica arbores восстановиться после пожаров, устроенных людьми, и собственных челюстей, устроенных эволюцией. В 1987 году диких коров решено было приструнить: половину из них обнесли забором, а вторую половину показательно забили. В течение последующих двадцати лет плененную популяцию регулярно сокращали, кормя говядиной обитателей научной станции. Когда же в 2007 году выяснилось, что леса стали восстанавливаться, зачем-то постановили всех оставшихся коров перебить, несмотря на научную ценность, что и было к концу 2010 года исполнено.
Как видите, какая-никакая движуха на острове Амстердам происходит, и вулкан не так уж и одинок, как может казаться. Вопрос, нравится ли ему то, что творится в его владениях. Непонятно, какие магматические мысли кипят в его жерле и его братца Сен-Поля, расположенного в 85 км от Амстердама. Вот накипит у них на душе - взорвутся и зальют Землю лавою, устроят вам всем глобальное вымирание! Не буди в одиноких вулканах зверя.