Сегодня, когда цифровой фотоаппарат или смартфон с камерой есть у каждого туриста, сложно представить, на что приходилось идти тем, кто во что бы то ни стало желал запечатлеть самые яростные и непредсказуемые природные явления в прошлом.
В 1880-х и 1890-х гг. Мауна-Лоа — крупнейший вулкан Гавайев — произвел серию интенсивных извержений. В результате высокой активности вулкана потоки лавы приблизились к городу Хило на беспрецедентно близкое расстояние. К Большому острову хлынули толпы местных жителей и туристов. Среди тех, кто хотел увидеть жуткое оранжевое свечение над городом, было немало художников.
© Шарль Фюрно | Wikimedia Commons
© Шарль Фюрно | Wikimedia Commons
© Эмброуз Паттерсон | Wikimedia Commons
Жюль Тавернье, Шарль Фюрно и Джозеф Д. Стронг и другие совершали многодневные путешествия с одной целью — увидеть струи лавы, вырывающиеся из жерла вулкана, и колоритные потоки расплавленной породы, спускающиеся по его склонам. Серные газы и жар от вулканического кратера мешали художникам установить мольберты и холсты прямо на месте. Мастерам, однако, удавалось сделать наброски и запечатлеть в памяти виды, которые они впоследствии воссоздавали в студиях.
© Эдуардо Лефевр Сковелл | Wikimedia Commons
© Жюль Тавернье | Wikimedia Commons
Сегодня их работы называют Вулканической школой, а период творчества — Гавайским Возрождением.
© Жюль Тавернье | Wikimedia Commons
© Жюль Тавернье | Wikimedia Commons
© Жюль Тавернье | Wikimedia Commons
Самым известным из «вулканических» живописцев считается Тавернье. Признанный мастер (он мог рисовать двумя руками одновременно), француз был любителем выпить и неугомонным искателем приключений. В 1886 году Тавернье написал круговую панораму извергающегося кратера Килауэа. 360-градусное полотно, смотреть на которое предлагалось изнутри, обеспечивало полный эффект присутствия. Картина была высотой 3,3 метра и 27 метров в длину.
Сегодня Художественный музей Гонолулу, Епископский музей и миссионерский дом-музей Лимана с гордостью демонстрируют работы Вулканической школы.
Интересно, что полотна прошлого вполне можно использовать для изучения изменений климата. Например, ученые из Греции и Германии в прошлом году сравнили доли красных и зеленых оттенков в небе на сотнях картин, изображающих закат в период между 1500 и 2000 годами. Вне зависимости от художественного стиля, на картинах, созданных вскоре после вулканических извержений, небо имело больше красных оттенков, чем на тех, что были созданы в период низкой вулканической активности.