Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Турриальба, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2023-01-16 14:00

Очередной марсианский метеорит оказался исключительно богат органическими соединениями

Марс последние новости

Международная группа ученых сообщила об обнаружении большого разнообразия органических соединений в марсианском метеорите Тиссинт, попавшем на Землю чуть более 11 лет назад. Это уже пятый прибывший с Марса метеорит, падение которого наблюдалось человеком, и далеко не первый, в котором находят органику.

Марс и Земля имеют много общего в истории своей эволюции. Хотя жизнь, видимо, развилась только на нашей планете, вопрос о возможности существования в далеком прошлом или даже сегодня марсианских форм жизни активно изучают как люди на Земле, так и марсоходы, и орбитальные станции на Марсе.

Органические молекулы (практически любые химические соединения, включающие атомы углерода, связанные с атомами других элементов) и вода — ключевые факторы для потенциальной возможности развития известных нам углеродных форм жизни. И то, и другое довольно давно обнаружили на Марсе. Более того, ученые предложили ряд потенциально обитаемых зон, глубоко в марсианских недрах, вполне подходящих для простейшей микробной жизни.

Именно поэтому каждый марсианский метеорит, попадающий на Землю, специалисты тщательно анализируют, чтобы выявить все органические соединения в его составе и их возможную связь с внеземной жизнью. Так, большую известность в 1996 году приобрел ALH 84001 из-за того, что в нем нашли органику и даже «окаменелости наноорганизмов», которые впоследствии все же признали структурами, имеющими абиогенную природу. В новом исследовании международная команда ученых изучила химический состав метеорита Тиссинт, упавшего в Марокко 18 июля 2011 года. О результатах своего анализа они сообщают в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Тиссинт — последний из пяти марсианских метеоритов, падение которых достоверно наблюдалось человеком с 1815 года. Он был выброшен с поверхности Красной планеты около миллиона лет назад в результате одного из наиболее сильных из известных на сегодня импактных событий. Тем не менее исследовали смогли обнаружить в его составе невероятное разнообразие органических соединений — больше, чем в любом другом из найденных ранее марсианских метеоритов или в любом образце, проанализированном марсоходом.

«Понимание процессов и последовательности событий, сформировавших это изобилие органики, откроет новые подробности о пригодности Марса для жизни и потенциально о реакциях, которые могут привести к ее формированию», — прокомментировал работу последний автор статьи Эндрю Стил, сотрудник Института Карнеги и член научных групп марсоходов Perseverance и Curiosity.

Среди обширного списка органических веществ, включающих разветвленные карбоновые кислоты и альдегиды, олефины и полиароматические соединения с гетероатомами и без, особый интерес исследователей вызвало обилие магнийорганических соединений. Такой набор органики, ранее не встречавшийся в марсианских образцах, раскрывает новые детали геохимических процессов, происходивших в мантии и коре Красной планеты и сформировавших ее недра.