Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Турриальба, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-12-21 15:36

Планетологи отыскали источник самого мощного марсотрясения

землетрясение

Планетологи локализовали источник самого мощного известного марсотрясения — магнитуда события S1222a составляет 4,7. Его источник находится недалеко от Борозд Цербера, которые считаются тектонически активным регионом, связанным с вулканизмом, однако связь между ними не была установлена. Статья опубликована в журнале Geophysical Research Letters.

Сейсмограф SEIS (Seismic Experiment for Interior Structure) был доставлен на равнину Утопия на Марсе в 2018 году автоматической станцией InSight, а весной 2019 года впервые зафиксировал марсотрясение. С тех пор ведется почти непрерывный мониторинг сейсмической активности планеты и было зафиксировано более 1,3 тысячи марсотрясений, что позволяет узнать больше о внутреннем строении и геологической эволюции Марса. Ожидается, что в начале следующего года станция завершит свою работу из-за падения уровня доступной мощности, вырабатываемой солнечными батареями.

Группа планетологов во главе с Таичи Кавамурой (Taichi Kawamura) из Университета Париж-Сите сообщила о результатах изучения сейсмического события S1222a, зафиксированного SEIS, которое считается самым мощным марсотрясением за все время наблюдений.

Сейсмические волны события S1222a были обнаружены SEIS ранним утром 4 мая 2022 года, на тот момент магнитуда марсотрясения была оценена в 5, однако затем значение MW было переоценено в 4,7. В общей сложности событие продлилось 633 минуты, регистрировались различные типы волн (объемные волны, а также различные типы поверхностных волн, включая как волны Рэлея, так и волны Лява) в широком частотном диапазоне — от менее чем 0,033 до 35 Герц. Примерно через 34 часа после S1222a было обнаружено небольшое высокочастотное событие S1223a, которое было признано маловероятным афтершоком, однако эта идея не исключается полностью.

Ученым удалось локализовать положение источника толчков — он находится примерно в 10 градусах к югу от самой дальней восточной границы Борозд Цербера — тектонически активного региона на Марсе в виде системы разломов, который может быть связан с магматическим источником и уже был источником некоторых марсотрясений. Регион не имеет явных геологических или тектонических особенностей. Кроме того, источник S1222a расположен недалеко от границы марсианской дихотомии, которая проявляется в виде резкого различия рельефа в северном и южном полушариях планеты. Пока что ученые не могут сказать, что именно из себя представляет источник самого мощного марсотрясения, анализ данных SEIS будет продолжаться.

Марсотрясения порождаются не только тектонической активностью планеты — недавно ученые связали два мощных марсотрясения с падениями крупных метеоритов.

Источник: nplus1.ru