Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Турриальба, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-12-03 11:47

Телескоп «Уэбб» впервые получил молекулярный и химический состав далекой планеты

В атмосфере планеты размером примерно с наш Сатурн, но расположенной в 700 световых годах от Земли, космическая обсерватория им. Джеймса Уэбба разглядела молекулы, атомы и даже признаки химических процессов. По полученным данным можно даже представить, как выглядят облака разных экзопланет. Прежние телескопы, в том числе, «Хаббл» и «Спитцер», могли различить лишь отдельные составляющие атмосферных процессов.

«Чистота сигналов ряда различных молекул в данных необыкновенная, — сказала Мерседес Лопес-Моралес, астроном из Смитсоновской астрофизической лаборатории. — Мы предполагали, что увидим многие из этих сигналов, но все равно, когда я впервые увидела данные, я была поражена».

Открытия, сделанные телескопом «Уэбб», подкрепляют уверенность астрофизиков в том, что с его помощью они смогут, как и надеялись, детально изучать планеты в других звездных системах, пишет EurekAlert. Например, таких небольших, каменных планет, которые были обнаружены в системе TRAPPIST-1. До запуска «Уэбба» в конце 2021 года получать снимки такого уровня детализации было невозможно. Новые данные совершат революцию в астрономии, убеждены ученые, опубликовавшие на arXiv сразу пять статей о беспрецедентном исследовании атмосферы планеты WASP-39 b из созвездия Девы.

Среди открытий — первое обнаружение в атмосфере экзопланеты диоксида серы, молекулы, возникающей в результате реакций, вызванных высокоэнергетическим излучением местной звезды. На Земле схожим образом формировался защитный озоновый слой.

Наличие диоксида серы доказывает, что фотохимические процессы влияют на климат планет типа «горячий Сатурн». На Земле фотохимические реакции тоже имеют место, так что наша планета имеет больше общего с «горячими Сатурнами», чем считалось прежде.

Среди прочих атмосферных компонентов, обнаруженных «Уэббом» — натрий, калий и водяной пар, а также следы двуокиси углерода в более высоком разрешении, чем прежде. Найден также угарный газ, однако присутствия метана и сероводорода не замечено. Если эти вещества и имеются, то в очень малых количествах.

Учитывая температуру 870 градусов Цельсия и атмосферу, состоящую в основном из водорода, WASP-39 b не производила прежде впечатление пригодной для обитания. Ее масса близка к массе Сатурна, а размер — к Юпитеру. Однако новые данные свидетельствуют о том, что планета все же может оказаться обитаемой.

Летом «Уэбб» установил рекорд по дальности астрономических наблюдений. Он обнаружил предполагаемую галактику в 35 млрд световых лет от Земли. Если данные будут подтверждены, этот небесный объект станет самой далекой галактикой, о которой нам сегодня известно — свет от нее начал идти к нам всего через 235 млн лет после Большого взрыва.

Источник: hightech.plus