Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-11-26 14:46

Открыта гигантская экзопланета с необъяснимой массой

На расстоянии 310 световых лет от Земли в направлении созвездия Центавр астрономы открыли экзопланету, вращающуюся вокруг солнцеподобной звезды. Имея возраст всего 15 миллионов лет, этот гигант, получивший обозначение HD 114082 b, уже сопоставим по размеру с Юпитером, но, что более удивительно, по массе он превосходит его в восемь раз.

Сочетание этих параметров трудно согласовать с общепринятыми моделями формирования планет и возможное решение загадки HD 114082 b может потребовать включения в них необычно большого для газовых гигантов твердого ядра. Результаты исследования представлены в журнале Astronomy & Astrophysics.

«HD 114082 b в среднем в два раза плотнее Земли, и это удивительно. Ведь наша планета является каменистой и обладает железоникелевым ядром, а не состоит из самых легких во Вселенной элементов водорода и гелия, которые, как мы знаем, почти полностью составляют Юпитер и подобные ему газовые гиганты», – отмечают авторы открытия.

Считается, что планеты-гиганты могут формироваться двумя способами. Первый сценарий включает в себя изначальную сборку твердого ядра из каменистого материала, а затем быстрое наращение на него водорода и гелия. Второй рассматривает гравитационно нестабильные участки плотного газа в протопланетном диске, которые «схлопываются», создавая гигантскую планету без твердого каменистого ядра.

«Интересно, что HD 114082 b несовместима с обоими сценариями, так как в перовом случае она обладает слишком маленьким размером для своей массы, а во втором – слишком горячая. Либо у нее необычно большое твердое ядро, либо модели неверны и недооценивают скорость, с которой эти газовые гиганты могут остывать, или и то, и другое», – заключили авторы открытия.

Источник: in-space.ru