Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2022-09-18 20:00

Ученые уточнили способ доставки глыб для строительства Великих пирамид

Геродот в своей «Истории» утверждал, что блоки для пирамиды Хеопса и соседних пирамид доставляли по воде. Но сегодня от Нила до пирамид слишком далеко. Исследование кернов, взятых в пойме реки, позволило понять, как именно решался сложнейший вопрос транспортировки такого строительного материала.

Вопрос, как древние народы перемещали крупные каменные блоки на большие расстояния, стабильно волнует не только широкую публику, но и ученых. Например, до сих пор нет единого мнения по поводу передвижения огромных монолитных статуй моаи по Рапа-нуи (остров Пасхи). История строительства египетских пирамид чуть более понятна, но темных мест достаточно и в ней.

В журнале Proceedings of the National Academy of Sciences опубликована работа международной группы ученых, в которой авторы объясняют, как перемещали блоки для строительства Великих пирамид на плато Гиза.

Часть строительного материала брали на месте, на плато Гиза, но его явно было недостаточно. Древний карьер у пирамиды Хеопса / ©wikipedia.org

История их строительства довольна запутана. С одной стороны, у нас есть письменный источник, где этот вопрос вроде бы раскрыт. С другой — этим источником является II книга «Истории» Геродота. Геродот, конечно, сам побывал в Египте и лично собирал информацию, только вот жил он сам в V веке до нашей эры, и посетил Египет спустя 2 тысячи лет после строительства пирамид в Гизе. К моменту его визита прошло уже полторы тысячи лет после завершения строительства последней египетской пирамиды (фараона XII династии Аменемхета III). То, что он не знал египетский язык и объяснялся с местными с помощью переводчика, на этом фоне выглядит сущей мелочью.

Геродот упоминает, что блоки для строительства пирамид перемещали по воде. Увы, до современного русла Нила от плато Гиза довольно приличное расстояние. Другой античный историк Диодор Сицилийский, живший в I веке до нашей эры, пишет о перевозке камня на большое расстояние — но не говорит о способе.

Как бы ни были скупы эти исторические сведения, они все же заставляют предположить, что был какой-то водный путь, подходивший к пирамидам ближе, чем Нил, каким мы его видим сейчас. Несколько лет назад археологи, работавшие недалеко от пирамид, нашли следы водных осадочных пород и предположили, что это и есть русло исчезнувшего водного пути, скорее всего рукава Нила. Его даже назвали рукавом Хеопса.

Авторы новой работы ставили цель не просто подтвердить существование древнего рукава, но прежде всего выяснить его полноводность, уточнить, каким именно он был в середине III тысячелетия до нашей эры, когда строили Великие пирамиды. Логика здесь в том, что блоки для пирамид были массивными, и неглубокое или пересыхающее русло для их подвоза не годилось.

Чтобы реконструировать гидрологическое прошлое в этом районе, исследователи отобрали пять кернов в пойме Нила, недалеко от Гизы. Они измерили количество пыльцы, найденной в разных частях кернов. Временные периоды, когда воды было много, должны были содержать больше пыльцы, чем засушливые периоды, пишут авторы работы.

Несколько лет назад дайверы нашли на берегу Суэцкого залива гавань, через которую перевозили материалы для строительства пирамид Гизы. На фотографии показан каменный якорь / ©Pierre Tallet

Анализ пыльцы показал, что в то время, когда древние египтяне строили пирамиды Гизы, воды было достаточно много, чтобы рукав Хеопса протекал непосредственно рядом с пирамидами. Ранее существовали предположения, что египтяне вырыли канал, по которому пустили воду из Нила, чтобы получить речной путь к месту строительства. Теперь же ясно, что Нил в тот период был достаточно полноводен и вместо искусственного канала у подножия пирамид протекал его естественный рукав.

По мнению ученых, было бы очень трудно, если не невозможно, построить пирамиды без этого рукава Нила и без высокого уровня воды в нем. Когда именно исчезло ответвление, точно не известно. Но исследование показывает, что уже 2400 лет назад уровень воды в рукаве Хеопса был очень низким, он пересыхал.

Результаты исследования хорошо согласуются с предыдущими археологическими находками, которые показали наличие гавани недалеко от пирамид. В работе также отмечается: сходная картина следует из древних папирусов, найденных несколько лет назад. В них подробно описаны рабочие, доставлявшие известняк в Гизу на лодках.


Источник: naked-science.ru