Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2022-09-02 11:39

Плато Путорана - слишком поздно или рано?

Моя Земля

Мы так давно этого хотели, но не верили что сможем. "Это слишком далеко, слишком дико, сурово, нести нужно слишком много", - думали мы про поход на плато Путорана. Пока, как и с Камчаткой, не столкнулись с тем, что одна знакомая не сходила туда в поход. "Если она смогла, то и мы сможем", - позавидовали, вдохновились и запланировали поход.

Началось с того, что за пару дней до похода оказалось, что оз. Лама, куда нас должны были забросить, в опасности, там горят леса. МЧС не советовал, но мы решили рискнуть. Мне было страшно (но и любопытно).

Чем больше ходишь в походы, тем больше сталкиваешься со стихией, непредсказуемостью природы, погоды и своей хрупкостью. В городе, в комфорте, забываешь о непостоянстве, слабости, кажешься себе неуязвимым, практически бессмертным. Попадая в дикие условия, ты видишь, что смерть всегда ходит рядышком, дыша вслед. Что вот тут ты мог не перейти реку, вот тут оступиться и улететь в пропасть, а вон там встретить медведя. Накручивать себя не нужно. Но и недооценивать опасность тоже. На природе молитва не пустое бормотанье, она приобретает живое дыхание. Помолиться и отправиться в путь на край севера - было верным решением. Сожалений нет. И вот почему.

Из Норильска на катере мы ехали 6 часов с другими ребятами. Нас двоих высадили на оз. Лама рядом с рекой Бучарама, как мы и просили. Это было удивительное ощущение - я и муж сошли на берег будто на необитаемый остров с большущими рюкзаками (рекордными за все наши походы, у меня 22 кг, у мужа 25 кг.). Катер уплывал вдаль, люди махали нам, мы им. В душе что-то сжималось: "Нас оставили здесь, высадили и уплыли, теперь мы предоставлены только самим себе", - это и страшно и волнительно прекрасно. Наконец-то мы одни, свобода! Вдохнули полной грудью свежий северный воздух, поставили палатку, развели костер, собрали голубику. Отныне и в течение 2х недель всё, что будет происходить, зависит только от нас самих и воли Божьей. Восхитительное чувство свободы и одновременно уязвимости, доверия себя высшему.

Первые 2 дня было очень сложно. Рюкзаки невероятно тяжелые, натирали нам бёдра и спину, до сих пор там следы от ран. Мы шли в сапогах по бесконечным бродам, камням, мордохлысту. Погода казалось унылой, мрачноватой. Периодически выходило солнышко, а с ним приходила радость. Погода нас дразнила. Появились комары и мошки.

В конце 2-го ходового дня начался ужасный ливень, он длился вечер и всю ночь, затем периодически стихал, превращался просто в дождь и морось и продолжался так еще день. Как нам сказали потом егеря, такого ливня не видывали на Путорана. Если еще сегодня вокруг нас с гор стекало несколько водопадов, то после ливня их стало в десятки раз больше! Невероятно Захватывающее зрелище! Ливень пришел со сверкающими рядом с палаткой молниями, будто нас снимали на фото гигантским фотоаппаратом с мощной ослепляющей вспышкой. "Только бы не попало в палатку!", - думала я. И всё это с грохочущим громом, от которого я подскакивала, и с камнепадами. С противоположных от нас склонов с рёвом в пропасть срывались горы камней. Жуть. Это продолжалось всю ночь, от чего я прерывисто беспокойно спала.

Утром мы должны были перейти реку вброд, чтобы взобраться на плато, набрав 1000 м., но вчерашняя речка, которую можно было по колено пройти в несколько шагов, превратилась в адскую ревущую реку, широкую, с буйным течением. Даже если протянуть веревку, и передвигаться по ней, удержаться было бы невозможно, снесло бы.

В итоге мы оказались заперты. Идти назад мы не могли, все эти бесконечные реки, по которым мы кое-как шли 2 дня, превратились в бурные потоки. Перейти реку, чтобы попасть на плато и идти по маршруту, мы тоже не могли. Что делать - не ясно. У нас не было устройств для связи с МЧС, т.к. из-за санкций наш гармин ин рич мини заблокировали. От безысходности я впала в уныние.

Но муж нашел выход - попробуем взойти на плато по другому пути. Мы посвятили днёвку тому, чтобы исследовать где можно подняться на плато. Оно имеет очень крутые обрывистые склоны, нужно знать места, где подниматься.

Разведка показала, что есть шанс взойти, в этот день мы набрали 700 м. и вернулись обратно. Поднимались очень круто, ползли вверх, камни ехали под ногами, были скользкими и шаткими, уклон большой. А там где есть зелень уклон еще круче. Но кое-как взойти можно.

На следующий день мы поднялись уже с рюкзаками, встретив на подъеме группу из 3 мужчин. Выглядели они не радостно, быстро глотали остывшую кашу. Один с лицом оранжевого цвета видимо обгорел. Они шли по тому же маршруту, но в обратном направлении. Они были уже 10 дней в походе по плато и спросили как обстановка, что с реками. Мы ответили честно, что не представляем как можно идти по ним сейчас. Но у ребят не было выхода, через 3 дня их должен был забрать катер с Ламы, а потом у них самолет домой. Мы пожелали друг другу удачи. Приятно было встретить людей :) Больше за весь поход мы не встречали никого, что тоже было прекрасно, потому что мы любим быть наедине с природой. К тому же худшее, оказывается, было почти позади.

Когда, как мы думали, мы взобрались на плато, первым делом мы увидели прекрасное озеро, поставили тент от палатки и устроили обед. Тент пришлось ставить, т.к. лил затяжной дождь и дул холодный ветер. Как только я сняла рюкзак, взяла 2 бутылки и пошла к озеру за водой, я тут же поскользнулась на камнях и упала плашмя на спину. Лежу и вою. Очень обидно, немного больно, благо без травм. Выла пока муж не пришел и не успокоил:) Как я понимаю детей! Вообще мы несколько раз падали в этом походе, но всё обошлось.

Я по наивности думала, что взобравшись на плато, нам станет легче. Думала, что плато - это ровная поверхность. По ней идёшь, как по Арбату в свое удовольствие. Но плато неровное, за исключением отдельных пологих мест. Бесконечные подъемы-спуски +-100 - 300 метров. Часто они крутые, каменные. Камни от гигантских, по которым буквально ползешь, до крупных и средних, по которым внимательно осторожно ступаешь, иногда лихо прыгаешь. А иногда идешь по сыпухе из гравия. Очень утомительные подъемы. Нам предстояло сделать их великое множество. Сгустился туман, видимость упала почти до нуля, видны были только камни под ногами и немного вокруг. Очень холодно, вечно моросит. По идее мы идем над обрывом, при хорошей видимости красоты тут нереальные, каньоны плато - это то зачем туристы долго и тяжко ползут сюда. Но нам не видно ничего.

У нас обоих было стойкое ощущение, что Путорана - это стеснительная маленькая девочка, которая с нами заигрывает, дразнит, убирая туман, игриво приоткрывая вид на каньон, но всего на пару секунд, а потом начинает капризничать, стесняться и снова всё скрывает в тумане и пелене дождя.

Для меня было загадкой откуда при всем моем отчаянии у меня берутся силы? Мы шли с раннего утра до 8 часов вечера, пока я не стала валиться с ног. Встав на ночлег при ливне. Руки замерзали в перчатках, всё было мокрым. Я надела на себя всю теплую одежду. Поужинали и провалились в сон от усталости.

Наутро картина была прежней. Впервые в горах было ощущение, что нас проверяют. Если мы понравимся этой девочке, и она нас примет, то может быть приоткроет свои объятья (покажет все свои красоты: каньоны, водопады, озера, просторы), а если не понравимся, к чему я больше склонялась, то нам предстоит 2 недели идти по дождю, холоду, туману и ничего не увидеть. Потратив кучу денег, сил, здоровья впустую. Настроение портилось, хотелось ныть и домой. Одна мысль, что мы хотя бы попробовали, успокаивала.

Чтобы в верховьях проходить водопад, снова надели сапоги, моросило. Поднимались наверх. "Да когда же будет плато? Ровное плато, чтобы по нему горизонтально идти?", - думала я. Мысли были невеселые. Чтобы хоть как-то себя отвлечь, я начала думать о том, что хочу купить и попробовать, когда вернусь в Подмосковье, и о том, где хочу побывать в старости. Такие мысли давали чувство, что мы вернемся, всё будет хорошо. Ощущение, что мы застряли тут на 2 недели в сырости, холоде и непроглядности вызывало тоску. К тому же я заболела, кашлем и соплями.

Внезапно к обеду началось удивительное - стало сильнее проглядывать солнышко! Это было прекрасно!

Непередаваемая радость, которую мы впитали с теплом каждой клеточкой тела. Засияла надежда. Было ощущение, что мы понравились этой девочке, заслужили её доверие, прошли испытание. Туманы стали рассеиваться и мы созерцали масштаб, безграничный простор и красоту, за которыми шли на плато! Это было великолепное зрелище: большое количество сияющих в лучах солнца озер, рек, бескрайние каменные тундры покрытые зеленой болотной травкой, вершины пирамидальных и плоских гор плато, необычные камни, похожие на стены. Удивительный рельеф. Даже в Саянах не было таких просторов! Это превосходило всё, виданное нами ранее.

Дальше шлось легче. Рюкзак легчал, мы съедали его потихоньку, в сердце теплилась надежда на хорошую погоду, вкупе с тревогой, что скоро это закончится. Поэтому мы постоянно озирались на небо, с недоверием воспринимая каждое облачко.

В какой-то момент погода стала просто прекрасной. Курортной. Теплой, без ветра, со 100% видимостью, солнцем, более чем за неделю не выпало ни капельки дождя! Старожилы говорили потом, что нам очень повезло с погодой. Такой ясности, сухости и солнца здесь почти не бывает.

А с хорошей погодой пришло великолепное настроение. Были белые ночи, то есть полярный день, когда ночью светло как днем. Ложишься спать, а светло, встаешь ночью, вылазишь из палатки, светло! Это очень удобно. Не нужен фонарик, не страшно вылезать из палатки. Если что можно идти ночью.

Каждый день мы просыпались в 5:30, умывания, завтрак, чай, сборы. Выходили в путь в 8-8:30. В 12-13 обедали горячей едой. Тут у нас появилась замечательная традиция расслабляться после обеда. Мы ложились на рюкзаки, прикрывая лицо от солнца платком и сладко дремали минут 20-30. Это такое наслаждение! На плато почти не бывает насекомых, впрочем как и животных (мы видели только птиц, оленьи рога, пищух). И поэтому лежать загорать на солнышке там одно удовольствие - никто не потревожит своим ползанием, укусами, щекотанием.

Затем мы снова двигались в путь, лице зрея многочисленные водопады, великое количество озер, рек, ручейков. Вот уж где точно нет проблем с пресной водой. Даже в болотцах вода кристально чистая, очень вкусная. Это самая мягкая вода, что я встречала, так трудно смыть мыло мне не было нигде! И после кожа нежная, будто увлажненная кремом.

Каскадные водопады, водопады арками, в которых сияет радуга, водопады пробившие себе ход в каньонах. Бесчисленное количество рядом расположенных озер. Мхи всех цветов и расцветок. Даже в Уганде стольких не было: ярко-рыжие, розовые, бордовые, алые, черные, коричневые, ярко-салатовые, изумрудные. Разнообразные лишайники : флуоресцентно лимонные, в виде различных фигур и орнаментов покрывающие камни. Травки уже почуяли осень и стали алыми, оранжевыми, желтыми, создавая между собой причудливые композиции. Изредка грибы и мини-папоротники. На плато очень много вкраплений красивых минералов, идёшь, а под ногами то и дело лежат сверкающие белые кварцы, горный хрусталь, минералы кораллового, изумрудного, фиолетового цветов. Такое множество интересных камней мы еще не встречали.

На стоянку мы вставали в 16-17 часов. Неспешно ставили палатку, рано ложились спать. Это было прекрасно: наслаждаться теплом и солнцем, не двигаться, отдыхать, загорать, любоваться пейзажем. Я прониклась таким темпом и образом жизни, отсутствием людей, полным слиянием с природой. Все эти бескрайние северные пейзажи абсолютно без деревьев, кустарников, эти просторы ясности и пустоты - всё это очень успокаивает что-то глубинное в человеке.

Мы решили изменить не только начало маршрута, но и конец - спуск с плато. Изначально мы планировали спускаться по каньону р. Бунисяк. Это довольно крутой каньон. И далее почти нет тропы. Одна женщина из Норильска советовала нам спускаться по Хойси (более пологий спуск и есть тропа). Мы долго думали, переживали, что Хойси не столь живописна и потребуется больше дней. Взвесили все за и против и решили, что не хотим также корячиться по бесчисленными бродам и камням Бунисяк, как это было вначале похода. Значит спустимся по Хойси, а для этого идём без днёвок. Вышло, что за 2 недели похода у нас был всего 1 день отдыха в начале, и то в этот день мы с разведкой карабкались на плато. Идти без отдыха тяжело, мышцы забиваются, тело устает. Но выбора у нас не было.

Мы нисколько не пожалели, что выбрали Хойси. Спуск действительно несложен. Есть тропа, которая иногда продолжительные промежутки прекрасно видна и утоптана, а иногда, к сожалению, безнадежно теряется и приходится мордохлыстить, тонуть в болоте, бродить по реке. Спуск по Хойси очень живописен: множество водопадов, самый красивый из которых, несомненно, вдп. Менделеева. Столь сильные впечатления оставляют в душе только самые удивительные места природы. Это одно из них. Каскадный водопад, мощный, пенистый, проложивший путь в каньончике из черных каменистых масс, которые иногда выделяются в призмы. Сбоку с отвесной черно-зеленой "а-ля Норвегия" стены с большой высоты падает еще один водопад. Божественное зрелище!

Как только спустились с плато, появилась растительность, ольха, лиственницы и ягоды. Впервые за все это время мы снова можем есть свежее! Голубики было море, она рассыпана по солнечным полянкам. Очень сладкая, сочная. После 2х недель сублиматов засыпать в рот горсть голубики - это нечто! В мозгу происходит взрыв!

Оставшиеся 2 дня до оз. Ламы мы спускались по лесной тропе. Лес Путорана прекрасен. В основном это лиственницы, огромное количество мхов, лишайников, цветов и ягод: голубика, шикша, брусника, княженика. Уютный лес, напоминающий Восточный Саян. Тропа местами сухая и легко проходимая, местами в постоянных перепадах: вверх-вниз, с ямами грязи, болотом, мокрая, выматывающая. На тропе мы заметили след медведя и его гуано. Страшновато. Решили, что лучше на день раньше дойдем до турбазы оз. Лама, мало ли что. Медведь или опять внезапный ливень вызовет паводок и мы не сможем перебродить Хойси.

Вышли к Ламе, остановились на базе Олега Крашевского. Такое ощущение, что Олег - человек с предвзятым отношением к самостоятельным туристам. У него, как мне кажется, неоправданно гигантские цены на базе за еду, жилье, баню. Постройки неряшливы, не ухожены (за исключением главного дома-музея), сделаны не пойми чего и абы как. Будто когда-то человек горел, любил это место, строил, а потом разлюбил, потух, и содержит всё это исключительно ради денег. Хотя место, безусловно, живописное, особенно в ясную погоду, когда гладь озера становится неподвижной и в ней со 100% точностью отражается плато. Смиренные тишина и благодать, интенсивность которых чувствуется в полной мере только на севере...

Два дня мы наслаждались отдыхом, видами, покоем, свежей едой, крышей над головой, ничегонеделанием. Нам сказали, что катер придет через день. Но утром в 7:20, когда мы спали, к нам ворвался вежливый сотрудник базы и предложил по-быстрому за 40 минут собрать вещи и уплыть сегодня с туристами. Как мы подорвались! Быстро-быстро пихали в рюкзак всё, что было разложено по всей комнате. А когда подошли к катеру, нам предложили позавтракать за 5 минут. Мы согласились, т.к. еды у нас с собой практически не было, а ехать голодными 6-7 часов и укачаться мы не хотели. Как в детсаду запихивали в себя кашу, не жуя, просто глотая, и по совету доброй поварихи сгребли со стола бутерброды в пакет.

Я бесконечно благодарна Богу за эту поездку. Она меня обновила. Всё, что было до неё куда-то испарилось.

Я заметила, что чаще всего в этом походе на ум приходило слово "бесконечно", а как иначе, когда речь идет о севере, о плато Путорана, его масштабах?! будто кто-то взял и привычные просторы гор и долин растянул за уголок в фотошопе вширь... И всё это увеличилось бесконечно вдаль...