Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-08-17 12:22

В Тверской области проходят раскопки мамонта

В мае 2014 года житель города Твери Вадим Комин во время рыбалки на реке Ивица (левый приток Медведицы) обнаружил фрагмент бивня мамонта, который он принял за окаменевшее дерево. Однако в 2018 году повторное знакомство с неопознанным предметом приняло неожиданное развитие событий - из земли показались массивные кости.

В июне 2018 года на том же участке берегового обрыва были обнаружены фрагменты лицевой части черепа мамонта, которые позже ученые из Палеонтологического Института РАН забрали на детальное изучение. Местонахождение мамонта было названо учеными Ивицей.

По предварительным оценкам учёных, мамонт пролежал в земле более 40 тысяч лет – индивидуальный возраст животного составлял 40-45 лет. Он обитал в Рамешковском районе в период Позднего Валдайского оледенения. Зубы мамонта в настоящее время хранятся в коллекции Палеонтологического Института РАН.

До обнаружения на реке Ивице находки остатков мамонтов на территории Тверской области были очень редкими и случайными. Кости мамонтов в музеях Тверской области не имеют точной привязки к местам обнаружений, а сами местонахождения не изучены палеонтологами. Таким образом, находка фрагментарного скелета мамонта у села Георгиевского оказалась особенно интересна из-за возможности проведения комплексных исследований.

Раскопки продолжаются и в 2022 году. Комплексное исследование территории, сбор информации о флоре и фауне дает возможность ученым более подробно изучить географию, природную среду и особенности климата конца ледникового периода в Рамешковском районе Тверской области. Воссоздать среду обитания и окружающие ландшафты помогают результаты изучения мелких млекопитающих. Остатков мелких млекопитающих в костеносных горизонтах содержится на порядок больше, чем остатков крупных млекопитающих

"На массовом материале можно проследить эволюционные изменения какого-либо вида, изучить его морфологические характеристики, сопоставить фауны из различных местонахождений и по ним определить их геологический возраст. А по составу ископаемых мелких млекопитающих можно восстановить существовавшие ранее природную среду, климат и ландшафт. Иными словами, сделать палеоэкологическую реконструкцию", - прокомментировала старший научный сотрудник лаборатории млекопитающих Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН Сердюк Наталья Викторовна, участник экспедиции 2022 года.

Так, было определено, что на этой территории преобладающими видом видами мелких млекопитающих были лемминги (копытный и сибирский), которые были широко распространены в период плейстоцена, начавшийся около 2,6 млн лет назад и закончившийся почти 12 тысяч лет назад. Для климата плейстоцена было характерно чередование ледниковых и межледниковых периодов.

Сегодня известно несколько местонахождений в России, но они относятся к более ранним этапам оледенения, начавшимся примерно 70 тысяч лет назад. Ивица – пока единственное местонахождение периода Позднего Валдайского оледенения