Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-08-14 14:05

Горячие звезды могут "раздевать" небольшие газовые экзопланеты до ядер

Американским астрофизикам и экзопланетологам из Калифорнийского университета в Беркли (США), наконец, удалось найти у белых звезд горячую экзопланету размером с Нептун, получившую название HD 56414 b, или TOI 1228 b. Она была найдена с помощью космического телескопа, приемника "Кеплера" и охотника за экзопланетами TESS, когда она проходила мимо своей звезды, перекрывая ее свет. Открытие этого мира, возможно, дает ключ к объяснению тому, почему у горячих звезд редко встречают небольшие газовые планеты.

Радиус найденного далекого мира в 3,7 раза превышает радиус нашего. Период обращения HD 56414 b составляет 29 дней, а расстояние до родительской звезды составляет 0.229 а.е. Сама звезда очень молодая: ей всего 420 млн. лет, а удалена она от нас на 870 св.лет вперед и богата алюминием. Скорее всего, часть этого элемента есть и в самой экзопланете.

Стоит добавить, что HD 56414 b относится к классу горячих Нептунов и раскалена до 860°C. Эти экзопланеты размером с Уран или Нептун расположены близко к звездам, а их каменные ядра окружает плотная атмосфера. В большинстве случаев составляют большую часть планеты, но в некоторых сверхплотных газовых мирах её лишь в десятки раз больше, чем на Венере.

Орбита планеты HD 56414 b весьма необычна — она обладает чрезвычайно большим эксцентриситетом, из-за чего ученые поначалу не могли понять, видят ли они одну планету или две. Разобравшись в загадке, специалисты пришли к выводу, что горячая планета в системе HD 56414 одна и если бы HD 56414 b вращалась совсем немного ближе к своей звезде, то она бы быстро лишилась газовой оболочки из-за переизлучения, а её ядро бы превратилось в каменный или металический мир, который было бы невозможно обнаружить. Обнаружение HD 56414 b свидетельствует о том, что горячие белые и возможно, голубые и синие звезды вместо маленьких газовых планет должны иметь многочисленные каменные ядра и металлические ядра миниземли, земли, суперземли на близких орбитах, которые когда-то были горячими нептунами и мининептунами, а теперь ждут своего открытия с помощью более чувствительных методов.

Но как меняется атмосфера планеты с течением времени? Этот вопрос так же волнует исследователей далеких миров и ответить на него могут помочь исследования планет, которые получают разное количество света разной длины волны. Так, экзопланеты солнцеподобных звезд получают большое количество как рентген и УФ излучения. На экзопланетах горячих звезд поступает гораздо больше ближнего ультрафиолетового, чем рентгеновского или экстремального ультрафиолетового излучения. Оно-то и может "выветривать" атмосферы ближних газовых миров. Дальнейшее изучение маленьких газовых планет у белых звезд спектрального класса А может рассказать о вкладе ближнего ультрафиолета в процесс фотоиспарения, при котором излучение ионизирует газ, заставляя его рассеиваться. Планеты размером с Юпитер меньше подвержены этому процессу, поскольку их ядра достаточно массивны, чтобы удерживать свою циклопическую атмосферу.