Девяносто лет назад в СССР появился первый единый орган управления лесозащитой и лесосеменным делом. Постановлением Совета труда и обороны от 3 августа 1932 года № 919 при Народном комиссариате лесной промышленности была образована постоянная междуведомственная комиссия по борьбе с вредителями, болезнями лесов и лесопродукции, а также по лесосеменному делу, объединившая ранее разрозненных представителей четырех ведомств (наркоматов лесной промышленности, земледелия, путей сообщения и тяжелой промышленности), занимавшихся этой тематикой. Фактически эту дату можно считать днем рождения Рослесозащиты (сейчас это подведомственное Рослесхозу учреждение, отвечающее за те же направления - борьбу с вредителями и болезнями лесов, лесосеменное дело и смежные виды деятельности).
Самостоятельная служба защиты леса, работавшая на постоянной основе, появилась позднее. 5 апреля 1938 года начальник Главного Управления лесоохраны и лесонасаждений при СНК СССР Г.П. Мотовилов издал приказ № 80, согласно которому работы по лесопатологическому обследованию лесов были объединены во Всесоюзной лесоустроительной конторе "Леспроект", и для этого создана специальная группа. До 1988 года эта группа эволюционировала в системе Леспроекта: с 1945 года это была Московская лесопатологическая экспедиция, с 1949 - Лесоавиахимическая экспедиция, с 1951 - Пятая московская лесоустроительная экспедиция ВО "Леспроект", с 1976 - Московское специализированное лесоустроительное предприятие. В 1988 году предприятие вошло в структуру выделенного из ВО "Леспроект" Всесоюзного научно-исследовательского информационного центр по лесным ресурсам СССР (ВНИИЦлесресурса) как Московская специализированная лесоустроительная экспедиция. В 1998 году на ее базе создан Российский центр защиты леса, который приказом Минприроды России от 19 марта 2001 года № 232 преобразован в Федеральное государственное учреждение "Российский центр защиты леса" (ФГУ "Рослесозащита"), существующее до настоящего времени. Центральный офис Рослесозащиты находится в подмосковном Пушкино, а территориальные органы (центры защиты леса и лесосеменные станции) - по всей стране.
В настоящее время основными направлениями работы Рослесозащиты являются государственный лесопатологический мониторинг и государственный мониторинг воспроизводства лесов, а также комплекс выполняемых на федеральном уровне действий, связанных с защитой лесов от вредителей и болезней и с их воспроизводством. К сожалению, Рослесозащита не смогла избежать характерных для нашего лесного хозяйства разрушительных тенденций, связанных с ликвидацией Федеральной службы лесного хозяйства в 2000 году, принятием нового Лесного кодекса РФ в 2006 году, переориентацией органов управления лесами с лесохозяйственной деятельности на надзорно-бюрократическую, коллапсом системы подготовки и мотивации профессиональных кадров и т.д. Хуже всего дела обстоят с мониторингом воспроизводства лесов, который (причем строго по закону) фактически учитывает только его начальные стадии, до бюрократического обряда "перевода в лесопокрытую площадь", но никак не отражает итоговые результаты воспроизводства или их отсутствие.
Как бы то ни было, Рослесозащита сейчас - очень важный элемент системы управления лесами, и ее важность с течением времени неизбежно будет расти по мере ухудшения санитарного состояния лесов из-за общего увеличения антропогенной нагрузки на них, изменения климата и других опасных для леса тенденций. Ближайшее будущее Рослесозащиты, как и всей системы Рослесхоза, сейчас не очевидно.