Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Тятя, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-07-28 15:23

Планета Юпитер

Юпитер - самая большая планета Солнечной системы, его диаметр составляет 139 820 километров. Эта огромная планета несётся вокруг Солнца со скоростью 47 052 км/ч или 13,07 км/с. Чтобы легче понять размеры Юпитера, представьте газовый гигант размером с баскетбольный мяч, а нашу Землю рядом с ним величиной с виноградину. Юпитер - несостоявшаяся звезда. Ему нужно стать больше в 70 раз, чтобы превратиться в звезду. У Юпитера самое сильное магнитное поле среди планет Солнечной системы.

Каждой планете Солнечной системы требуется определенное время, чтобы совершить один оборот вокруг Солнца и один оборот вокруг своей оси. Поскольку мы живем на Земле, мы берём земные сутки (24 часа) и земной год (365,25 дней) в качестве временного стандарта. Теперь давайте посмотрим, насколько продолжительность дней и лет на Юпитере отличается от земной.

Юпитер быстрее других планет совершает один оборот вокруг своей оси. Одни сутки на этой планете длятся меньше десяти часов: точное время варьируется от 9 часов 56 минут на полюсах до 9 часов 50 минут на экваторе. Юпитер совершает один оборот вокруг Солнца за 11,8 земных лет. Газовый гигант находится на от Солнца на расстоянии 778 млн км. По мере того как планеты перемещаются по своим орбитам, расстояние между ними постоянно меняется. При максимальном приближении к Земле, Юпитер находится от нас на расстоянии 588 миллионов км, а во время наибольшего удаления дистанция составляет 989 миллионов км.

У Юпитера нет твердой поверхности; его атмосфера становится плотнее ближе к центру планеты, превращаясь в жидкий слой, который окружает ядро. Проще говоря, это означает, что атмосфера Юпитера составляет почти всю планету. Она состоит на 90% из водорода и на 10% из гелия - такой состав очень напоминает Солнце. На Юпитере находится самый большой океан в Солнечной системе - правда, он наполнен водородом, а не водой.

Как и другие планеты Солнечной системы, Юпитер сформировался около 4,5 млрд лет назад путем гравитационного сжатия газопылевого облака. Планета получила большую часть вещества, которое осталось после формирования Солнца - именно поэтому масса Юпитера теперь более, чем в два раза превышает массу остальных планет Солнечной системы.

Ученые до сих пор не знают, как именно выглядит ядро Юпитера. Предполагают, что оно может состоять из твердых веществ или из густой и очень горячей жидкости, которая напоминает лаву. Однако сейчас известно, что ядро Юпитера окружает слой из жидкого металлического водорода. Он простирается на 90% от радиуса планеты. Космический аппарат не сможет сесть или пролететь сквозь планету из-за экстремального давления и высоких температур, которые разрушат или расплавят его.

На Юпитере нет сезонов из-за небольшого наклона оси, но зато на нём можно наблюдать огромное количество красивейших ураганов. Самый большой из них виден даже с дальнего расстояния. Большое красное пятно на Юпитере - это гигантский атмосферный вихрь в Южном полушарии. Газ внутри него вращается против часовой стрелки, а его скорость превышает 500 км/ч.

Юпитер и его многочисленные спутники напоминают миниатюрную Солнечную систему и представляют особый интерес для ученых по всему миру.

У Юпитера 79 спутников: 53 из них уже имеют собственных названия. Большинство спутников достаточно маленькие, около 60 из них не превышают 10 км в диаметре. Количество обнаруженных спутников постоянных растет: в 2003 году астрономы открыли 23 новых спутника, а затем, в 2018, еще 12. На 2021 год Юпитер проигрывает Сатурну по количеству спутников; согласно данным, у Сатурна их 82.

Самый крупный спутник, Ганимед, превосходит размерами Меркурий и является самым большим спутником Солнечной системы. У него даже есть собственное магнитное поле. Другой спутник Юпитера, Европа - один из главных претендентов на обитаемость. Ученые считают, что под его ледяной поверхностью скрыты огромные запасы воды, которые в два раза превышают количество воды на Земле. Ио, в свою очередь, самое геологически активное тело Солнечной системы - на его поверхности насчитывают десятки вулканов.

Каллисто, диаметр которого составляет 99% диаметра Меркурия - третий по величине спутник в Солнечной системе. На первый взгляд он может показаться не таким интересным, как три других спутника. Однако, в 90-х годах прошлого века космический аппарат "Галилео" обнаружил, что под поверхностью Каллисто может находиться океан с соленой водой.

У Юпитера есть четыре кольца. Увидеть кольца Юпитера невооруженным глазом точно не получится - они слишком тусклые. Для наблюдения с Земли потребуется очень мощный телескоп. Даже из космоса их можно увидеть только если смотреть с обратной стороны Юпитера, когда лучи солнечного света освещают их.

Наверху облаков Юпитера температура около -145°C. Когда Вы спускаетесь ближе к центру планеты, то температура увеличивается. В точке, где атмосферное давление в десять раз больше чем на Земле, температура 21°C. В ядре планеты температура намного выше и достигает приблизительно 24 000°C. Для сравнения стоит отметить, что ядро Юпитера горячее, чем поверхность Солнца.