Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-07-01 15:03

Марс мог долгое время поддерживать жизнь

Марс фото

Недавний анализ изображений, сделанных космическим аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter, позволяет предположить, что на Красной планете миллиарды лет назад могла существовать жизнь. Исследователи обнаружили область глинистых отложений в кратере Жемчужная земля. Присутствие этого глинистого материала предполагает, что через эту территорию протекала вода, потенциально обеспечивая подходящее место для зарождения жизни.

На протяжении десятилетий ученые пытаются определить, существовала ли когда-то (или существует до сих пор) жизнь на Марсе. Одной из целей миссии "Марс-2020" и его марсохода Perseverance является взятие образцов марсианского грунта для поиска следов древней жизни. Орбитальный аппарат НАСА Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) находится на орбите Красной планеты с 2006 года. Переданные им изображения неоднократно показывали наличие водяного льда, но до сих пор ни один исследовательский аппарат не обнаружил жидкую воду с какой-либо уверенностью.

Однако жидкая вода является одним из основных компонентов жизни (в том виде, в каком мы ее знаем на Земле). Команда из Института планетарных наук недавно сделала важное открытие: глубокий анализ изображений, сделанных зондом, показал, что жидкая вода действительно присутствовала на Марсе в прошлом, причем в течение довольно длительного периода времени.

Жидкая вода на протяжении более миллиарда лет

Кэтрин Вайц, старший научный сотрудник Института планетологии, и ее команда описывают в пресс-релизе "долгую историю жидкой воды". Их особенно заинтересовал бассейн Ладон, расположенный в Жемчужная земля - сильно кратерированном регионе Марса, в котором уже были выявлены древние дренажные каналы и несколько аллювиальных равнин.

Изображение, показывающее разноцветные слоистые глинистые отложения в долине Ладон, частично покрытые более темным коричневым ветровым материалом. На увеличенном изображении видны слои толщиной в несколько метров и различной яркости и цвета.

Изучая снимки MRO, исследователи выявили глинистые отложения в бассейне, в том числе в северной части Ladon Valles, южной части бассейна и окружающих юго-западных нагорьях. Хотя эти отложения не являются свидетельством жизни как таковой, они доказывают, что Марс когда-то был пригоден для жизни, поскольку глина является важным источником питательных веществ. "Наличие глин указывает на благоприятную среду для жизни, поскольку глины образуются и остаются стабильными в условиях нейтрального рН, где вода сохраняется в течение длительного времени, сводя к минимуму испарение для образования других минералов, таких как сульфаты", — объясняет Вайц.

По мнению команды, жидкая вода появилась "относительно рано" в истории Марса, около 3,8 миллиарда лет назад (он сформировался, как и другие планеты Солнечной системы, около 4,6 миллиарда лет назад). Эта вода сохранялась примерно до 2,5 миллиарда лет назад, что, по мнению исследователей, "относительно недавно".

Обнаруженные ими светлоокрашенные стратифицированные отложения особенно широко распространены в Ладонской котловине и долинах и простираются в поперечном направлении на расстояние более 200 км, сообщают исследователи в журнале Icarus. Морфология и минералогия этих осадочных отложений доказывают, что в Ладонской котловине и к северу от Ладонской долины существовало озеро. "Низкоэнергетическая среда озера и наличие глины подтверждают, что в то время среда была бы благоприятной для жизни", — отмечает ученый.

Морфология наслоений значительно варьируется по цвету и яркости, пишет команда, но отложения имеют в основном Mg-смектитовые (филлосиликатные) сигнатуры. Исследователи считают, что глины впервые образовались в более древней возвышенной местности вокруг Ладонского бассейна.

По мере протекания вода размывала этот глинистый материал на возвышенности, создавая канал Ladon Valles, и в конечном итоге отложила осадки ниже по течению в озере, расположенном в бассейне Ладон и к северу от Ladon Valles. Это озеро должно было существовать в период от позднего ноаха до раннего геспериана. "Озерная среда также могла способствовать выветриванию и образованию глины на месте", — отмечает команда.

Наиболее поздний позднегесперийский - раннеамазонский водный поток расположен вдоль юго-западного Ладонского бассейна; осадочные отложения в этой области демонстрируют сходство с теми, которые были обнаружены в другой части Марса, дельте Эберсвальде, расположенной к югу от района исследования. "Наши результаты показывают, что глинистые отложения, отложенные текущей водой в Эберсвальде, не были необычными в это более позднее время, поскольку мы видим много примеров подобных молодых долин, отложивших глину в этом регионе", — объясняет Вайц.

Одним словом, это исследование подтверждает, что жидкая вода когда-то была в изобилии на Марсе и что, следовательно, она могла поддерживать жизнь в нескольких случаях. Однако этот последний пункт может быть подтвержден только после лабораторного анализа материала, который в настоящее время собирает Perseverance.

Источник: new-science.ru