Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-06-14 16:09

Японские кроссворды: Телескоп Subaru заснял уголок ночного неба и встревожил учёных неожиданными данными

В области неба, которую исследовал телескоп, найден таинственный объект, объяснить который не смог бы даже Стивен Хокинг.

Телескоп Subaru: доклад по астрономии для взрослых

3 июня миру был представлен результат недавних открытий орбитального телескопа Subaru. Группа учёных из 50 человек во главе с японскими астрофизиками Хироки Харакавой и Такуя Такарадой сообщила об открытии новой гигантской экзопланеты Ross 508 b со скалистым ландшафтом. Это так называемая супер-Земля. Там жарче, чем на Земле, вероятно, там есть вода, скорее всего, она пригодна и для жизни. Но нужно получше изучить атмосферу, которая пока под вопросом.

В мире немало мощных телескопов, которые ежедневно работают над тысячами различных задач по изучению космоса. Одних только обсерваторий, наблюдающих за экзопланетами (стационарных и мобильных, наземных и на бортах зондов), десятки и сотни. К примеру, недавно благодаря телескопу ALMA учёный мир узнал об образовавшемся вокруг экзопланеты SR 12c протопланетном диске, потенциальном хранилище аминокислот и других важных элементов. Телескоп VLT изучает процессы разрушения протопланетных дисков. Европейский космический телескоп CHEOPS, работающий на солнечно-синхронной орбите высотой около 700 километров, находит новые экзопланеты транзитным методом, то есть путём наблюдения за траекторией движения планеты на фоне звезды, к системе которой она относится.

Телескоп NASA "Джеймс Уэбб" в точке Лагранжа L2 системы Солнце – Земля и вовсе "с риском для жизни" (на днях в него влетел микрометеорит) исследует нюансы образования самых первых звёзд и галактик. У каждого телескопа свои возможности и задачи, и невозможно создать такой универсальный телескоп, который заменил бы все остальные.

Телескоп Subaru был запущен в эксплуатацию в 1999 году, и на его открытие даже приехала принцесса Саяко, единственная дочь 125-го императора Японии Акихито. Subaru — национальная гордость Страны восходящего солнца и очень практичная "машинка" для обнаружения экзопланет. С помощью Subaru можно установить с малой погрешностью размер планеты, а также сделать подробный анализ её атмосферы. За умение наблюдать широким спектром Subaru ещё называют "зодиаком" — в честь пояса на небесной сфере вдоль эклиптики, на котором располагаются все известные объекты в Галактике.

Теория Большого взрыва

Этот телескоп работает на оптическом и инфракрасном спектре. Его диаметр составляет 8,2 м, угловое разрешение — 0,23", эффективная площадь — 53 кв. м (плюс-минус один метр), фокусное расстояние — 15 м. На Subaru стоит одно из самых больших монолитных зеркал в мире (лишь незначительно уступает большому бинокулярному телескопу LBT, зато превосходит по данному параметру Very Large Telescope). Благодаря Subaru японцы сделали самый чёткий в истории астрофизики снимок туманности Андромеды. С его же помощью выяснили природу красных галактик, и оказалось, что это переходная фаза между совсем молодыми галактиками и более старыми.

Не так давно всего за десять месяцев Subaru помог открытию 1824 "кандидатов в сверхновые", причём самых разных типов. Наконец, Subaru в коллаборации с телескопом VISTA, британским инфракрасным телескопом и телескопом NASA "Спитцер" обнаружил самую удалённую от нас галактику из всех до сих пор открытых, расстояние составляет 13,5 млрд световых лет. Но сегодня речь о более близких космических объектах, представляющих тем не менее особый интерес для науки. Большая часть из них так или иначе связана с теорией Большого взрыва, в рамках которой, как предполагают учёные, образовались миллиарды отдельных миров.

Экзопланеты, пригодные для жизни

Казалось бы, экзопланеты, то есть планеты вне Солнечной системы, открывают ежедневно. По состоянию на апрель 2022 года известно о 5002 экзопланетах в 3688 планетных системах. Если в 1992 году их фиксация была чем-то беспрецедентным, то сегодня это часть научной рутины. Однако нельзя забывать, что именно они открыли учёным глаза на уникальность любой планетной системы. В феврале 2020 года российский учёный из Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович отметил в своём интервью, что раньше человечество и не подозревало, что, по сути, у каждой звезды есть своя планета.

Тем не менее экзопланеты с потенциально пригодными для жизни условиями по пальцам можно пересчитать.Среди них — Проксима Центавра b, Глизе 581 c, Тау Кита е, Kepler-438 b, Wolf 1061c. Это штучный товар, и прибавление в этом списке всегда кстати. В этом свете новое открытие японских учёных, сделанное в этом году, приобретает особую важность. Начнём с того, что экзопланеты открывать не так-то просто — они всё равно что пылинки на фоне горящих гигантских лампочек в виде звёзд. Ross 508 b открыли в ходе долгого спектрометрического наблюдения за красным карликом Ross 508 с помощью прибора InfraRed Doppler на телескопе Subaru.

Куда улетели "Вояджер-1" и "Вояджер-2"

Экзопланета Ross 508 b расположена на расстоянии 36,5 светового года от Солнца, её масса составляет 0,177 массы Солнца, или 4 массы Земли, а радиус — 0,211 радиуса Солнца. При этом год на ней длится 10 759 земных дней, из-за чего там жарче, чем на Земле. Ландшафт там преимущественно скалистый. По ряду параметров Ross 508 b, которую также называют "супер-Землёй" (массивнее Земли, полегче Нептуна), вписывается в концепцию галактической зоны обитаемости (GHZ), предложенной в 1995 году учёным Гильермо Гонсалесом. Эта зона потенциально интересна как с точки зрения поиска внеземной жизни, так и в качестве территории, пригодной для земной колонизации. В Млечном Пути "обитаемая зона" расположена в регионе от 7 до 9 килопарсек от центра Галактики. Для сравнения: по состоянию на апрель 2022 года "Вояджер-1" находился на расстоянии 0,000756 парсека, или 0,000000756 килопарсека. Именно на этом сопоставлении данных становится понятно, насколько пока велики у человечества шансы наткнуться на что-нибудь интересное.

Возможна ли жизнь на других планетах?

Экзопланета Ross 508 b находится у внутреннего края зоны обитаемости. Говоря проще, условия там вполне пригодны для существования потенциальной жизни. После Проксимы b это вторая по близости к нам землеподобная планета с умеренным климатом. Человек, не обременённый скафандром и множеством систем жизнеобеспечения, там не выживет, но вот интересные формы внеземной жизни зародиться могут. Опять же, не факт, что это какие-то антропоморфные гуманоиды, это могут быть формы, выходящие из ряда вон, находящиеся вне человеческого представления о привычных формах жизни.

Какие на сегодняшний день есть этому подтверждения? Хироки Харакава и его коллеги зафиксировали на Ross 508 b косвенные признаки наличия органики, однако отметили, что экзопланету окружает мощное газовое поле и это пока на даёт возможность получить более точные сведения. Сейчас изучается внутренний состав Ross 508 b. Гипотетически он аналогичен земному, и сейчас собираются подключить космический телескоп TESS для получения новых данных. Одна из ближайших задач команды — изучить состав атмосферы Ross 508 b и механизм её эволюционного развития, далее — сопоставление всех данных с привлечением новых методов, после чего можно уже будет делать выводы о возможных формах жизни, которые либо уже населяют "супер-Землю", либо при определённых условиях зародятся там.