Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2022-04-08 13:10

На Плутоне обнаружены гигантские ледяные вулканы

Плутон

Странная неровная местность на Плутоне, в отличие от всего, что наблюдалось ранее в Солнечной системе, указывает на то, что гигантские ледяные вулканы были активны на карликовой планете ещё относительно недавно – об этом заявили учёные в конце марта.

Наблюдение, основанное на анализе изображений, сделанных космическим кораблём NASA New Horizons (Новые горизонты), предполагает, что внутри Плутона стало горячее намного позже, чем считалось ранее, – новое исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Аппарат New Horizons (Новые горизонты)

Вместо раскалённой породы ледяные вулканы выбрасывают «густую смесь ледяной воды или даже, возможно, сплошной поток льда», – говорит Келси Сингер, автор исследования и планетолог из Юго-Западного исследовательского института Колорадо.

«Считается, что ледяные вулканы находятся на нескольких холодных «лунах» в Солнечной системе, однако Плутон не похож на всё, что мы когда-либо видели», – говорит Сингер.

Предположительный вид ледяного вулканического региона Плутона. Поверхность и атмосферная дымка планеты показаны в оттенках серого, а художественная интерпретация того, как могли действовать вулканические процессы, наложена синим цветом

«Особенность Плутона в том, что на нём расположено обширное поле очень больших ледяных вулканов, и они создают уникальную местность с волнистой текстурой».

Сингер также говорит, что трудно точно определить, когда сформировались ледяные вулканы, но «мы полагаем, что им может быть всего несколько сотен миллионов лет или даже меньше».

В отличие от большей части Плутона, в этом районе нет ударных кратеров, а это означает, что «нельзя исключать, что планета всё ещё находится в процессе формирования», – добавила она.

Знаменитое «сердце» Плутона, которое увидел космический корабль НАСА New Horizons во время пролёта мимо планеты в 2015 году

«Чрезвычайно значимый»

Линни Куик, планетолог из Центра космических полётов имени Годдарда NASA, специализирующаяся на ледяных вулканах, говорит, что полученные результаты «чрезвычайно значимы».

«Они позволяют предположить, что такое маленькое тело, как Плутон, которое давно должно было потерять большую часть своего внутреннего тепла, могло удерживать достаточно энергии, чтобы способствовать широкомасштабной геологической активности даже в довольно поздний период своей истории», – говорит она.

«Эти результаты заставляют нас переоценивать возможности поддержания жидкой воды в маленьких ледяных мирах, которые находятся далеко от Солнца».

Расположение различных структур на Плутоне

Дэвид Ротери, профессор планетарных наук о Земле в Открытом университете (Великобритания), говорит: «Мы не знаем, что обеспечивает тепло, необходимое для извержения этих ледяных вулканов».

В исследовании говорится, что одна из структур Плутона, Wright Mons (Райт Монс), имеет высоту около пяти километров (три мили) и ширину 150 километров (90 миль) и имеет примерно такой же объём, как один из крупнейших вулканов Земли – Мауна-Лоа на Гавайях.

Структура Wright Mons (Райт Монс)

Ротери говорит, что бывал на Мауна-Лоа и сам видел, насколько он огромен. «Это заставляет меня понять, насколько велик Райт Монс относительно Плутона, который намного меньше нашей планеты».

Wright Mons (Райт Монс)

Изученные изображения были сделаны, когда «Новые горизонты» стал первым космическим кораблем, прошедшим мимо Плутона в 2015 году. Это дало лучшее представление о Плутоне, который долгое время считался самой дальней планетой от Солнца, прежде чем в 2006 году был реклассифицирован как карликовая планета.

«Мне нравится мысль, что нам ещё так много предстоит узнать о Солнечной системе, – говорит Сингер. – «Каждый раз, когда мы отправляемся в новое место, мы обнаруживаем новые вещи, которых не предвидели, такие как недавно образовавшиеся гигантские ледяные вулканы на Плутоне».

___________________________________________________________