Авачинский, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

2021-07-20 21:22

Узон: какую опасность таит разрушившийся вулкан на Камчатке

Вулкан Узон, Вулканы

Прежде всего следует сказать, что Узон – это уже не вулкан, а кальдера. Так геологи называют котловину, которая возникает на месте многочисленных мощных извержений. Вулкан выбрасывает из себя магму, тонны раскаленного пепла, газы. И почва проседает в возникшую пустоту, образуя обширную котловину. Кальдера Узона имеет в диаметре от 9 до 12 километров, и занимает 100 квадратных километров площади. Уступы, окружающие кальдеру по краям, местами достигают высоты около километра. Самая высокая точка – Бараний пик – имеет высоту около 1600 метров.

Кальдера невероятно живописна. В ней имеются озера – Дальнее, Банное, Хлоридное, Центральное и другие. Часть территории заболочена, протекают многочисленные речки и ручьи. Рощи и заросли кустарника перемежаются с тундровым пейзажем. И особую необычность этому ландшафту придают многочисленные фумарольные поля. Фумаролами вулканологи называют трещины вокруг вулканов и на их склонах, через которые из недр земли вырываются наружу горячие газы. Словом, человеку, взобравшемуся на край этой кальдеры, откроется совершенно необычный, завораживающе красивый вид. Именно за этими красотами и стремятся сюда туристы. Полюбоваться Узоном могут и люди, никогда не бывавшие на Камчатке. Здесь снимали знаменитый фильм «Земля Санникова».

Кальдера Узона не просто очень живописна, это, по общему мнению геологов и вулканологов, настоящая природная лаборатория, в которой буквально на глазах ученых проходят разнообразные геологические и геотермальные процессы. Так, в 2008 году специалисты наблюдали формирование и рождение нового гейзера, который получил название Мутный.

Каждое из озер Узона имеет свою особенность, подчас, довольно жуткую. Например, озеро Банное. Свое название оно получило из-за того, что купание в нем чрезвычайно комфортно для человека. Температура воды, ее насыщенность разнообразными химическими элементами делали просто чудеса – после купания все чувствовали себя обновленными. Однако, относительно недавно было сделано открытие, после которого купания в Банном прекратились. Оказывается, дно озера представляет собой достаточно хрупкую корку из серы, под которой находится настоящая преисподняя из огненной расплавленной серы.

Другое озеро тоже имеет говорящее название – Хлоридное. Горячая вода этого озера содержит такую мощную концентрацию серной кислоты, что оно по-настоящему опасно.

Тем не менее в горячих, булькающих и клокочущих водоемах Узона обитают редкие виды водорослей и бактерий, для которых эта ядовитая среда – дом родной. В частности, здесь можно встретить целые скопления серных бактерий, которые выглядят, как длинные светлые волосы, колышущиеся в прозрачных водах.

Озеро Дальнее – одно из немногих на Узоне, которое имеет нормальную температуру и почти обычный состав воды. Однако, и в нем есть своя загадка. Здесь водятся лососевые рыбы. И ученые ломают голову над тем, как они тут оказались. Ведь лососевые рыбы большую часть своей жизни живут в океане, и лишь на нерест приплывают в реки.

В озере Центральном обитают гольцы, которые так давно живут в изоляции, что лишь специалист может признать в них родственника обычных, «материковых» гольцов.

И еще одна уникальная особенность Узона. На поверхности термальных вод, которыми богата болотистая почва западной части кальдеры, относительно недавно ученые обнаружили пленку с характерным радужным отливом. Откуда здесь, в сердце заповедной природоохранной зоны могла появиться нефтяная пленка? Исследования показали, что это – природная нефть, которая возникла здесь, в кальдере. Причем, как видно из доклада члена-корреспондента РАН С.Д. Варфоломеева, Г.А. Карпова, Г.-А. Синал (H.-A. Synal), С.М. Ломакина, Е.Н. Николаева, опубликованного в 2011 году в Сборнике докладов Академии наук (том 438, № 3, с. 345-347), это – самая молодая нефть планеты. Она образовалась всего лишь 50 лет назад. Изучение природных процессов, приведших к возникновению узонской нефти, открывает богатейшие перспективы для науки и практической деятельности человека.

И это – далеко не все чудеса уникальной территории – кальдеры Узона.