Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Агунг, Асама, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Карангетанг, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Майон, Мерапи, Мутновский, Ньирагонго, Питон-де-ла-Фурнез, Таранаки, Хурикес, Шивелуч, Эрта Але, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2019-04-09 21:58

Популяризация на Святой земле. Александр Соколов о поездке в Израиль

Популяризатор науки, научный журналист Александр Соколов недавно вернулся из «гастролей» по Израилю. Помимо выступлений, поездка включала посещение известнейших археологических памятников. Что осталось от неандертальцев в пещере Табун? Зачем израильскому археологу знать время намаза? От кого древние жители Иерусалима прятались в канализации? И каково быть атеистом в Израиле? Читаем интервью Александра для XX2 века.

XX2 ВЕК. В Израиле вы посетили знаменитую гору Кармель, на которой, наверное, мечтает побывать каждый любитель антропологии. Расскажите, каково это — много писать о местонахождении останков неандертальцев и кроманьонцев, а потом посетить это самое место?

Вид на гору Кармель
Вид на гору Кармель.

Александр Соколов. Да, я многие годы читал и сам писал новости про эти памятники — ведь открытия в районе горы Кармель происходят регулярно. И если знаменитые пещеры Схул или Табун известны на весь мир с 30-х годов прошлого века, со времён раскопок Дороти Гаррод, то пещере Мислия, например, слава пришла совсем недавно — после того, как была датирована найденная в ней челюсть Homo sapiens (выяснилось, что ей 180 тыс. лет, что делает находку древнейшим сапиенсом за пределами Африки).

Испытал некоторый трепет, конечно, хотя понятно, что самого главного — тех человеческих останков, которые прославили эти места — мы, разумеется, не увидим. Все кости давно в музеях, в хранилищах. Самое большее, что можно наблюдать воочию — то место, из которого вынули скелеты древних сапиенсов грота Схул (их вырубали из брекчии, на возвышении в скале даже остались следы от клиньев). Но поскольку всё-таки эта территория — национальный заповедник, его устроители постарались обеспечить посетителей «наглядными пособиями». Так, в пещере Табун на специальных растяжках подвешены стратиграфические «рамочки», обозначающие последовательность слоёв, раскопанных в пещере. Раньше я думал, что такие бывают только на иллюстрациях в научных статьях. Однако нет. В пещере даже инструменты от старых раскопок оставлены. Кстати, проводивший для нас экскурсию археолог Григорий сообщил, что в Табуне снова проводят раскопки, причём поскольку уже раскопанное трогать нельзя — как-никак, наследие ЮНЕСКО, — для работ археологи спускаются по лесенке сверху, с «потолка» пещеры.

Пещера Табун
Пещера Табун.
Следы клиньев на скале у входа в грот Схул. Отсюда извлекали скелеты древнейших сапиенсов
Следы клиньев на скале у входа в грот Схул. Отсюда извлекали скелеты древнейших сапиенсов.

В пещере Джамаль расставлены «реконструкции древних людей», которые, правда, выглядят довольно наивно. А в пещере аль-Вад даже показывают кино про доисторических обитателей пещеры, и есть лавочки для зрителей. Рядом расположена реконструкция погребения натуфийской культуры.

Пещера Джамаль. Реконструкция «древнего человека»
Пещера Джамаль. Реконструкция «древнего человека».
Реконструкция погребения натуфийской культуры рядом с пещерой аль-Вад
Реконструкция погребения натуфийской культуры рядом с пещерой аль-Вад.

Но это в благоустроенной части, на западном склоне горы. Чтобы попасть к пещере Мислия на северном склоне, нам пришлось продираться через колючки и карабкаться, а площадка перед пещерой заросла и засыпана помётом даманов. От этого, конечно, впечатления нисколько не блекнут. Тем более там и сейчас можно увидеть фрагменты каменных орудий прямо под ногами.

Пещера Мислия
Пещера Мислия.

Григорий был так любезен, что показал нам и действующий раскоп, где ещё две недели назад работали археологи Хайфского университета, и старую археологическую базу, построенную в середине XX века, сейчас оставленную. Рядом — место, где археологи просеивали вынутый при раскопках грунт.

Действующий раскоп у горы Кармель
Действующий раскоп у горы Кармель.

А к последней точке маршрута — памятнику Убейдия — нам пришлось ехать вдоль сельхозугодий, по дороге с огромными лужами, которые даже джип преодолевал не с первой попытки. Григорий добавил, что кое-где тут могут встречаться противопехотные мины… Но зато там очень красиво! С одной стороны — пальмы, с другой — трава и множество жёлтых цветов. Сам памятник уже много десятилетий не раскапывается, сейчас это просто навес, под которым — древняя «жилая поверхность». Когда-то, полтора миллиона лет назад через эту точку прошли древнейшие Homo — то ли эректусы, то ли хабилисы, на пути в Евразию из Африки.

По дороге в Убейдию
По дороге в Убейдию.
Местонахождение Убейдия выглядит так
Местонахождение Убейдия выглядит так.

XX2 ВЕК. Вы ведь осматривали не только археологические памятники?

А. С. В первый же день нам устроили экскурсию в новый Музей естественной истории в Тель-Авиве. Причём на самом высоком уровне — встретил нас директор музея, а по залам водил профессор Исраэль Гершковиц, это очень известный израильский антрополог, публикующийся в журналах уровня Nature. Музей большой и интересно сделанный, там, например, в зале, посвящённом членистоногим, живые экспонаты, есть даже муравейник в разрезе с настоящими муравьями. Но нам показали, конечно, часть, посвящённую антропогенезу. Хорошая экспозиция, наглядная, с множеством экспонатов, которые можно потрогать руками. Например, засунув большой палец в специальное отверстие, попытаться выполнять различные манипуляции остальными пальцами (с трудом!) и понять, как важен для человека точечный захват. Или добыть огонь трением — пока колдуешь с палочкой, на экране можешь наблюдать, как разгорается костёр, и как он отпугивает хищников. Много редких экспонатов, есть даже подъязычная кость неандертальца из Кебары. Но удалось и нам приятно удивить профессора Гершковица — я показал ему муляж черепа ньянзапитека, которого в коллекции музея еще нет.

Живые муравьи в Музее естественной истории имени Стейнхардта в Тель-Авиве
Живые муравьи в Музее естественной истории имени Стейнхардта в Тель-Авиве.
Антрополог Исраэль Гершковиц добывает огонь трением
Антрополог Исраэль Гершковиц добывает огонь трением.
Подъязычная кость неандертальца из Кебары. Музей естественной истории имени Стейнхардта
Подъязычная кость неандертальца из Кебары. Музей естественной истории имени Стейнхардта.
Антропогенез в Музее естественной истории имени Стейнхардта
Антропогенез в Музее естественной истории имени Стейнхардта.
Мандрил. Музей естественной истории имени Стейнхардта
Мандрил. Музей естественной истории имени Стейнхардта.

Хочу сказать, что к моей персоне был приличный интерес со стороны русскоязычных израильских СМИ (тут спасибо организаторам за пиар) — я успел за время поездки четырежды пообщаться с местной прессой, в том числе побывал на телевидении, а ещё до поездки дал два интервью израильским журналистам.

XX2 ВЕК. И снова об археологии — вы общались с местным археологом. В чём особенность израильской археологии? Как местные верующие относятся к поиску древностей?

А. С. Григорий рассказал, например, что в Израиле существует организация «Атра Кадиша», которая следит за тем, чтобы покойников не тревожили и хоронили в соответствии с религиозными традициями. Так вот, доходит до того, что когда ты на раскопках палеолита находишь кости животных, они пытаются у тебя эти останки отобрать, поскольку «это кости евреев, их надо срочно захоронить» (и получить за это деньги, конечно).

Из других любопытных деталей — то, что на раскопках часто работают мусульмане (израильские арабы или палестинцы), и поэтому у руководителя на телефоне установлен будильник, когда делать перерыв на намаз.

Я спросил о проблеме «чёрного копательства», и Григорий ответил, что с этим строго, за порчу древностей полагается большой штраф или тюрьма, и существует военизированная организация для борьбы с разворовыванием памятников — прямо армейская часть такая.

XX2 ВЕК. Кстати, про религиозность: Израиль — сильно религиозная страна. Заметили ли вы это, проведя там неделю?

А. С. Кое-что заметил и услышал рассказы. В Израиле действительно есть «ультрарелигиозная» еврейская часть населения. И они очень активно размножаются, 5—6 детей в семье — это норма для них. При этом эти люди не служат в армии, имеют множество льгот, получают стипендии от государства и, фактически, только и делают, что молятся. Я общался с представителями светской части общества, которые от всего этого не в восторге. Кстати, в израильских школах детям про эволюцию вообще не рассказывают. В этом году, правда, планируют в каком-то объёме вернуть эволюцию в школьный курс биологии.

Рон Фишман, который пригласил меня в Израиль и у которого я гостил, атеист, но старается не афишировать свои взгляды за пределами личного круга. Быть атеистом в Израиле не модно. В компании, которой Рон владеет, большая часть сотрудников — религиозные. Дочь Рона воспитана в атеистическом ключе и в школе иногда позволяет себе атеистические высказывания, но там это тоже не приветствуется.

Кстати, подозреваю, что среди русскоязычных процент атеистов выше. Всё-таки наша родина СССР. На «барахолке» в Ашдоде я купил за 15 шекелей книжку «Пожнёшь бурю» советского издания, сборник рассказов Твена, Лондона, Хэмингуэя и других авторов антирелигиозной направленности.

В этом самом городе Ашдоде, где мы жили, в муниципалитете ряд лет было религиозное большинство. Как мне рассказали, они регулярно запрещали на новый год установку ёлки в публичных местах. (Ёлка для них — символ дурного западного влияния). Это настоящий религиозный фундаментализм.

Конечно, в самом чистом виде с религиозным фанатизмом сталкиваешься в Иерусалиме, в храме Гроба Господня. Множество паломников всех мастей. Огромная очередь к Кувуклии. Люди, которые прикладываются или прижимают различные предметы (включая дамские сумочки и даже, говорят, презервативы!) к «Камню помазания». Наш гид, археолог Михаил Фрейкман рассказал, что каждое утро монашки натирают эту мраморную плиту маслом — зато все паломники знают, что «камень мироточит».

«Камень помазания», Храм Гроба Господня. Иерусалим.
«Камень помазания», Храм Гроба Господня. Иерусалим.
Очередь к «Гробу господню». Иерусалим.
Очередь к «Гробу господню». Иерусалим.

XX2 ВЕК. Вы посещали Иерусалим, один из самых туристических городов мира. Туда едут не только посмотреть на Гроб Господень и побывать у Стены Плача, но и полюбоваться на интересные артефакты. Что бы вы посоветовали посетить любителям истории?

А. С. Михаил показал нам ряд очень примечательных мест. Мне больше всего запомнились:

  • Древний источник Гихон, бывший единственным источником воды в древнем Иерусалиме. Дабы не остаться без воды при осаде, к источнику прорубили 70-метровый туннель в скале. В XIX веке этот туннель откопал британский археолог Чарльз Уоррен — крайне примечательная личность, смелый, отважный человек. Раскопки в Иерусалиме XIX века — дело для бесстрашных людей. Я прочитал, что позднее Уоррен руководил Лондонской полицией и расследовал дело Джека Потрошителя.

    Сейчас этот туннель открыт для посетителей, и нам пришлось слушать рассказ Михаила под громкие песни какой-то разудалой иностранной молодёжи, которую привели на экскурсию. Зато когда молодёжь заткнулась, слышно было как шумит вода в источнике.

  • Древнеримский подъёмный кран. Реконструкция. Иерусалим
    Древнеримский подъёмный кран. Реконструкция. Иерусалим.
    Руины города Давида. В центре виден каменный «унитаз». Иерусалим
    Руины города Давида. В центре виден каменный «унитаз». Иерусалим.
    Источник Гихон. Иерусалим.
    Источник Гихон. Иерусалим.
  • Самый большой археологический раскоп в Иерусалиме (на месте, где когда-то хотели построить подземную парковку, копают уже больше 10 лет). Здесь располагалась крепость, которая, вероятно, охраняла южные подступы к Храмовой горе. Огромная территория обнесена забором, работы там ещё на многие годы.
  • Крупнейший археологический раскоп в Иерусалиме
    Крупнейший археологический раскоп в Иерусалиме.
  • Древняя иерусалимская канализация — по канализационному каналу, находившемуся когда-то прямо под мостовой (сейчас — глубже), мы прошли приличное расстояние. Очень узкий туннель, местами с потолка капает. Здесь, сказал Михаил, когда-то жители города прятались от римских захватчиков, но те всё равно вычислили и вырезали всех. Дойдя до конца этого канала, мы увидели подземную часть «Станы Плача» — опорной стены Храмовой горы, состоящей из внушительных каменных блоков, некоторые из которых весят многие десятки тонн. Записочки в щелях между блоками торчат даже здесь.
  • Идём по древнему канализационному каналу. Иерусалим.
    Идём по древнему канализационному каналу. Иерусалим.
    Подземная часть «Стены Плача». Сюда тоже пихают записки.
    Подземная часть «Стены Плача». Сюда тоже пихают записки.
    Опорная стена Храмовой горы. Иерусалим
    Опорная стена Храмовой горы. Иерусалим.
  • Коптская церковь Святой Елены, а под ней — огромный подземный резервуар (цистерна, водохранилище). И так далее, всё не перечислить. Сама прогулка по старому городу — мы прошлись даже по крышам — потрясающее впечатление.
  • На иерусалимской крыше. Старый город, еврейский квартал.
    На иерусалимской крыше. Старый город, еврейский квартал.
    Иерусалим, христианская часть. Эфиопская церковь, кельи монахов
    Иерусалим, христианская часть. Эфиопская церковь, кельи монахов.

XX2 ВЕК. А теперь — про популяризацию науки в Израиле. Кажется, вы писали, что это дело ещё не слишком хорошо развито в стране…

А. С. Я могу говорить только о русскоязычной части израильского научпопа. Насколько я понял, просветительское направление в Израиле действительно не так популярно, как в России — мероприятий проводится мало. Насчёт «ивритоговорящих» — я могу назвать по крайней мере одно громкое имя — Юваль Харари, историк и автор нашумевших книг. Русскоязычные же смотрят, читают и слушают то же, что мы, знают российских популяризаторов и были очень рады моему приезду. Жаловались, что просветительского контента не хватает. Многие, судя по всему, внимательно следят за нашей деятельностью. Одна слушательница в Хайфе подарила мне куклу-пингвина, которую специально связала для моей дочери Оли.

XX2 ВЕК. А кто организовал ваши три лекции? Как они прошли? Какой был контингент?

А. С. Организаторы — очень хорошие люди, супруги Ира и Рон. Их проект называется «Квартирник на 17-м», и этот лекторий, соответствуя названию, расположен в большой квартире на 17-м этаже жилого дома в Ашдоде. Крайне уютное место, хозяйка угощает всех слушателей пуншем и закусками. Докладчики самых разных направлений, например, передо мной было выступление лингвиста на тему «Этимология русского мата». Местная интеллигенция с удовольствием обсудила происхождение некоторых выражений. Здесь прошло моё первое выступление (второе в Хайфе и третье в Тель-Авиве, в «Российском культурном центре»). Квартира действительно большая, на мою лекцию туда вместилось около 90 человек! По словам хозяев, это рекорд.

А. Соколов выступает в «Квартирнике на 17-м», Ашдод
А. Соколов выступает в «Квартирнике на 17-м», Ашдод.

Публика очень похожа на нашу, интеллигентная и доброжелательная. Люди разных взглядов, есть и поклонники творчества Эриха фон Деникена, есть и воинствующие атеисты. Одно заметное отличие, на которое я обратил внимание: меньше молодёжи и больше слушателей зрелого возраста. Как мне сказали, молодёжь — те, кто родились уже в Израиле — хуже знают русский язык и пойдут, скорее, на англоязычное выступление.

XX2 ВЕК. Думали ли вы организовать фестииваль «Учёные против мифов» в Израиле?

А. С. Это было бы интересно, но сначала, мне кажется, нужна серия небольших мероприятий. Первый опыт, по-моему, был успешным, но организация крупного форума в другом городе, а тем более в другой стране требует серьёзной подготовки. Пока что у нас даже внутри России все предложения сделать УПМ за пределами Москвы и Питера остались в виде фантастических проектов.

XX2 ВЕК. К Израилю в российском обществе отношение очень неоднозначное. Что вы отвечаете тем, кто несколько «негодует», что вы выступали в этой стране?

А. С. Странно, а если бы я выступал в Чехии или Канаде, тоже бы негодовали? Отличие Израиля только в том, что там большой процент русскоязычных граждан (их больше миллиона, при 9 млн населения). «А почему вы поехали в Израиль, а не в другую страну?» Как будто это я сам решил, куда махнуть. Меня просто пригласили. Хорошая страна, и отличные организаторы, устроили и тёплый приём, и потрясающую программу. Уже за одно посещение пещеры Схул я готов прочитать 10 дополнительных лекций!


Источник: 22century.ru