Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2019-03-08 20:26

ДРЕВНИЙ ПАЛЕНКЕ

Паленке — пожалуй, самый известный из древних городов майя. Он расположен в северной части мексиканского штата Чьяпас. Отроги Чьяпасских гор образуют здесь естественное плато около 70 м высотой. 

На этом плато и был в VII в. построен Паленке — «Змеиный город» майя. 

По-испански Паленке означает «палисад», «изгородь». Этот огромный храмовый центр майя в 1759 г. случайно обнаружил воинский патруль, заблудившийся в чьяпасских джунглях. 

Но только спустя двадцать пять лег после этого колониальная администрация послала для изучения города первую экспедицию, давшую блестящие результаты. 

Руины Паленке обладают особым очарованием. Это самый красивый город эпохи Древнего царства. Индейцы-майя выбрали для его постройки исключительно удачное место. Сразу в нескольких местах над лесными зарослями встают, словно белые призраки, величественные здания: квадратная, похожая на колокольню средневекового собора, башня дворца правителей Паленке, изящные храмы-близнецы на высоких пирамидальных основаниях — Храм Солнца, Храм Креста и Храм Лиственного Креста - и, конечно, великолепный Храм Надписей. 

Буквально в нескольких метрах за пирамидами и дворцом поднимаются покрытые густой зеленью горы, служащие естественным фоном для этого древнего индейского города. 

Прямо на ступенях древних святилищ и дворцов сидят попугаи невероятно яркой окраски. 

А с вершин белых пирамид открывается великолепный вид на море непроходимых лесов, протянувшееся более чем на сто километров, вплоть до залива Кампече… 

Вот как описывает первую встречу с городом известный французский путешественник Мишель Пессель: «Величественные белые и серые здания на горном уступе поднимались над морем зелени, и все же джунгли не отступали от города, сбегая к нему по склонам окружающих гор. Эта картина в таком диком, безлюдном месте произвела на меня неотразимое впечатление. Руины вообще таят в себе особое романтическое очарование, а руины Паленке, возникающие так неожиданно среди бескрайнего лесного океана, просто потрясали. Здесь передо мной предстала загадка столетий, загадка цивилизации, погибшей и исчезнувшей, но удивительным образом продолжающей жить в этих грандиозных постройках — свидетелях былого могущества и славы». 

В древности Паленке являлся, по-видимому, крупным религиозным центром. 

Его история насчитывает без малого десять столетий. Этот город существовал с конца I тысячелетия до н.э. по конец I тысячелетия н.э. 

Расцвет его пришелся на VII—VIII вв. 

В это время архитекторы Паленке воздвигли высокие пирамиды, увенчанные изящными храмами, и построили каменные дамбы через овраги, отделяющие одну часть города от другой. С вершин пирамид и башенок-обсерваторий жрецы изучали небесный свод и проникали в тайны мироздания. Скульпторы воплотили в камне удивительные образы богов и правителей, жрецов и воинов майя. Эти безмолвные свидетели прошлого видели расцвет великого города и то. как с течением времени творения их исчезнувших создателей попали во власть всепоглощающих джунглей… 

В конце I тысячелетия н.э. внутренние неурядицы и нашествия воинственных племен привели к гибели города. Его безмолвные руины надежно скрыла непроходимая лесная чаща. 

Паленке пришлось открывать заново уже в наши дни. 

Узкий ручей Отолум делит город почти пополам. 

В древности специальный акведук подводил его воды к самому дворцу правителей Паленке. Мелкий ручей был заключен в большую каменную трубу. К востоку от Отолума, на травянистых холмах у подножия горной гряды Тумбата, запирающей южные и западные подступы к городу, высятся несколько великолепных белых пирамид. На вершинах пирамид установлены небольшие по размерам храмы, с богатым геометрическим орнаментом на фронтонах. Все или почти все паленкские строения украшены рельефами. Резчики-майя создавали их здесь с небывалым размахом: рельефы помещены на платформах и пирамидах, в основании храмов и на лестницах, на столбах и стенах, на фризах и гребнях. Они выполнены с суровым реализмом, отличающим паленкское искусство от искусства других городов майя. 

Центр города образуют четыре пирамиды, среди которых выделяется Дворец правителей — обширное (104 x 80 м) здание, сооруженное на искусственной платформе, Это массивная постройка с множеством комнат, расположенных вокруг четырех углубленны в землю двориков. С северной стороны к дворцу вела широкая лестница. 

Стены дворца украшены целой галерее рельефов. 

Часть из них посвящена военным победам: плененные противники сидят на земле, жалкие и безоружные, бессильные перед мощью правителей могущественного Паленке. 

На других рельефах изображены застывшие в сурово-торжественных позах правители города в затейливых головных уборах из перьев и ритуальных одеждах. Некоторые из них держат в руках жезлы, украшенные перьями — знаки власти. У их ног сидят покорные подданные. 

Некоторые персонажи предстают в позах исступленного танца: их обутые в сандалии ноги взлетают над землей, тела наклонены вперед, распростертые руки протянуты к изваяниям идолов, рты раскрыты — они в экстазе. Местами на рельефах уцелели следы синей и красной краски, которые когда-то покрывали серо-белые изображения. 

К дворцу примыкает, совершенно необычная для архитектуры майя, пятиэтажная башня. Очевидно, она служила астрономической обсерваторией; на верхнем этаже еще сохранилась каменная скамья, из которой сидел жрец-астроном, наблюдавший за движением небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начинается только на втором этаже. Для того чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, должны были пользоваться приставной лесенкой. 

По соседству с дворцом стоят три пирамиды, на вершинах которых находились главные святилища города: Храм Солнца, Храм Креста и Храм Лиственного Креста. Эти временные названия произведены от главных сюжетов алтарных плит, находящихся внутри святилищ. 

Широкий фасад Храма Солнца, построенного на невысокой пятиступенчатой пирамиде, разделен тремя входами. Колонны главного входа украшены иероглифическими надписями. Внутри храма находится святилище. На его задней стене укреплен большой, хорошо сохранившийся барельеф, представляющий солнце, изображенное виде щита, проткнутого двумя скрещенными копьями. По правую и левую сторону от него на телах поверженных рабов стоят два жреца, приносящих жертвы. Барельеф дополняет ряд иероглифов, по которым можно определить дату постройки храма, — 642 год. 

Эта же дата сохранилась на рельефе, украшающем Храм Креста. Крест, образующий центр всей композиции, является символом священного растения майя — кукурузы. В верхней части рельефа изображена птица кетцаль, которую обожествляли индейцы Центральной Америки. Так же, как в Храме Солнца, и здесь изображены два жреца, приносящие жертву. 

Третье из паленкских святилищ - Храм Лиственного Креста - получил свое название по великолепно выполненному барельефу. Его главный мотив — крест , из которою вверх и в стороны распускаются листья, напоминающие языки пламени. Из острия верхнего листа вырастает стилизованное человеческое лицо. Горизонтальные перекладины креста также украшены человеческими головами, только меньших размеров. А но обеим сторонам в четыре ряда тянутся иероглифические надписи. 

Особое место среди древних памятников Паленке занимает легендарный Храм Надписей, поразивший своим величием его первооткрывателей — Дж. Л. Стефенса и Ф. Казервуда. В ясную погоду белокаменная пирамида храма видна с равнины за многие километры. Свое название Храм Надписей получил из-за обилия иероглифических надписей, высеченных на его стенах, лестнице и колоннах. Стены храма когда-то были украшены огромными плитами, сплошь покрытыми многочисленными барельефами необычайной выразительности и реализма. Среди храмовых надписей исследователи отыскали несколько дат, одна из которых — 692 год. 

Храм Надписей — уникальная для доколумбовой Америки пирамида. Она выполняла одновременно функции мавзолея, где покоился правитель этого города-государства, подобно тому, как это было принято в Древнем Египте. Это открытие было сделано в 1952 г. мексиканским археологом Альберто Рус Луилье.

В течение четырех лет, начиная с 1949 г., Альберто Рус Луилье шел к разгадке тайны, скрывавшейся под пирамидой. В ту пору ученый занимался реставрацией Храма Надписей. Исследуя внутреннюю часть пирамиды, Альберто Рус случайно обратил внимание на одну из каменных плит, выступавшую над уровнем пола. Когда плиту удалось приподнять, под ней открылась узкая лестница, засыпанная камнями. На глубине 18 метров располагался гигантский склеп, в котором под 5-тонным надгробием покоились останки «халач виника», верховного правителя Паленке, обожествленного еще при жизни. Это открытие гробницы «Американского Тутанхамона» имело исключительное значение. До этою считаюсь, что американские пирамиды, в отличие от египетских, не являются усыпальницами. 

За пределами центра города находятся Храм Графа, Храм Льва и десятки других строений. Истинные размеры Паленке все еще неизвестны, так как руины многих древних построек скрыты густыми зарослями джунглей. 

Развалины домов и святилищ встречаются на протяжении 7,5 километров. 

Паленке был полностью покинут майя, очевидно, в конце 900-х гг. Руины некоторых его построек сохранили следы насильственного захвата города чужеземцами, однако наиболее внушительные сооружения Паленке остались нетронутыми. 

Они стали памятником творческому гению майя, создавшим величайшую из всех цивилизаций доколумбовой Америки.