Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Булусан, Везувий, Иджен, Йеллоустоун, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-08-17 06:01

17 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика», построенный на Балтийском заводе в Ленинграде, первым из надводных кораблей достиг Северного полюса.

Рискованный маршрут

Точка на самой вершине планеты издавна привлекала путешественников. На пути к Северному полюсу не раз гибли одиночки, пропадали без вести экспедиции, тонули раздавленные толщей льдов корабли. Атомоход «Арктика» был первым в истории кораблем, которому удалось добраться до этого труднодоступного места.

Ледокол был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Через полтора года состоялся торжественный спуск на воду. Корабль был огромен: 148 метров в длину, водоизмещение составляло 23 тысячи тонн, скорость хода – 20 узлов. «Арктика» не сильно отличалась от первого советского атомного ледокола «Ленин», который был построен в 1957 году. Однако новый ледокол был значительно надежнее предшественника, развивал большую мощность и скорость. Эти параметры и позволили атомоходу пробиться через льды к макушке земли.

При прокладке маршрута капитан Юрий Кучиев использовал многолетние наблюдения за северными льдами. В этом рискованном мероприятии можно было легко повредить или даже потерять гребной винт. Это привело бы к краху похода. Но на случай непредвиденного ЧП на борт был взят аварийный запас продовольствия, рассчитанный на 8 месяцев. Также судно укомплектовали материалами для строительства ледового аэродрома.

В экспедицию отправились 150 человек экипажа корабля и 57 ученых и научных специалистов. 9 августа 1977 года «Арктика» отшвартовалась и вышла из Мурманского порта. Время было выбрано не случайно, август – самый мягкий месяц в полярных широтах. Сначала миновали Карское море, затем пролив Вилькитского. Выйдя в море Лаптевых, «Арктика» повернула на север.

«Назад-вперед»

14 августа ледокол вошел в многолетние льды, началась самая сложная часть экспедиции. Моряки признавались, что в некоторые моменты похода становилось страшновато, корпусу корабля приходилось разрубать льдины толщиной в несколько метров. Экипаж прозвал эту часть путешествия «камнедробилкой», потому что атомоход пробивался ударами «назад-вперед». Кстати, рядовые моряки, входившие в экипаж, долгое время и не подозревали, что их судно направляется к Северному полюсу. Информация была засекреченной, радиооператоры «Арктики» не выходили в эфир, чтобы не обнаружить себя. О цели экспедиции экипажу сообщили лишь после прохождения пролива Вилькитского.

16 августа ледокол вошел в поле тяжелого пакового льда. Дважды корабль застревал в толще, рискуя остановиться навсегда. Но мастерство экипажа позволило судну выбраться из тяжелейших ситуаций. И вот 17 августа 1977 года историческое событие состоялось: ледокол «Арктика» достиг Северного полюса. Для справки, иностранный корабль, который сумел доплыть до точки на вершине планеты, сделал это лишь через 15 лет после советского атомохода.

Кругосветный путь

Первым делом моряки установили на вершине планеты 10-метровую мачту и подняли советский флаг. Капитан Юрий Кучиев прикрепил к флагштоку древко от флага экспедиции полярника Георгия Седова. Моряки – люди, уважающие традиции. Собравшись все вместе, они протоптали «кругосветный маршрут» – круг диаметром в 40 метров, по которому можно было пересечь все меридианы за короткое время.

На вершине мира «Арктика» провела 15 часов. За это время ученые провели свои опыты, а водолазы исследовали дно и винты судна. Моряки же, по их многочисленным признаниям, достали припрятанные «заначки» и отпраздновали событие. Они как никто понимали, какое большое дело сделали. Справедливости ради необходимо отметить, что до этой экспедиции советские моряки уже бывали на Северном полюсе. Но они доходили сюда на подводных лодках подо льдами.

Обратный путь проходил в более спокойной обстановке. По дороге домой в Мурманск не произошло ни одной нештатной ситуации.

Все участники того легендарного похода были награждены орденами и медалями, четверым руководителям экспедиции, включая капитана, было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Благодаря этому уникальному походу была доказана возможность осуществления круглогодичной навигации в Северном Ледовитом океане.

Ледокол «Арктика» участвовал еще во многих славных экспедициях. Он прошел во льдах более миллиона морских миль, в 1983 году спасал караван судов, безнадежно застрявших во льдах. А в 1999 году целый год провел в море, ни разу не заходя в порт. В 2008 году у ледокола закончился срок действия документов морского регистра РФ. Вскоре была остановлена атомная энергетическая установка. «Арктику» хотели утилизировать или продать за рубеж. Но моряки и ветераны флота, долгие годы прослужившие на любимом корабле, не позволили этого сделать. Правительство РФ приняло решение сохранить этот ледокол как памятник, оборудовав в нем музей.


Источник: www.spb.aif.ru