Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Булусан, Везувий, Иджен, Йеллоустоун, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-01-09 16:59

Марсианский метан

новости с Марса

Загадочные изменения концентрации метана в атмосфере Марса требуют новых объяснений.

Сэлфи ровера Curiosity на фоне горы Эолида (Mount Sharp). (Фото: NASA / JPL-Caltech / MSSS.)

Сэлфи ровера Curiosity на фоне горы Эолида (Mount Sharp). (Фото: NASA / JPL-Caltech / MSSS.)

Некоторые из возможных путей образования метана на Марсе. (Иллюстрация: NASA / JPL-Caltech / SAM-GSFC / Univ. of Michigan.)

Некоторые из возможных путей образования метана на Марсе. (Иллюстрация: NASA / JPL-Caltech / SAM-GSFC / Univ. of Michigan.)

Устройство для измерения концентрации метана, которым оборудован ровер Curiosity. (Иллюстрация: NASA / JPL-Caltech.)

Устройство для измерения концентрации метана, которым оборудован ровер Curiosity. (Иллюстрация: NASA / JPL-Caltech.)

Атмосфера Марса на 95,3% состоит из углекислого газа (СО2), но в ней присутствуют и другие элементы, например, азот и аргон. Кроме того, на планете есть метан.

Марсианскому метану уделяют особое внимание, потому что его присутствие может указывать на существование живых организмов. На Земле большая часть метана вырабатывается микробами, в том числе теми, которые живут в пищеварительном тракте у некоторых животных, например, коров (именно поэтому один из существенных факторов увеличения концентрации метана в атмосфере Земли – это животноводство).

Впрочем, таинственную марсианскую говядину здесь подозревать не приходится – надо помнить, что из-за очень слабого магнитного поля солнечный ветер «сдувает» атмосферу Марса со скоростью порядка 100–500 тонн в день, в зависимости от солнечной активности и расстояния до Солнца. Тем не менее, происхождение метана на красной планете интересно само по себе.

Знаменитый ровер NASA Curiosity, который «примарсился» в 2012 году, уже собрал 30 проб ночного марсианского воздуха. Ровер оборудован инструментом для измерения содержания метана: это небольшая полость с зеркальными стенками, внутри которой установлены лазер и детектор (см. иллюстрации). Поглощение лазерного света на длинах волн, соответствующих метану, позволяет определить концентрацию его в атмосфере планеты. Фоновое содержание метана на Марсе составляет около 0,4 миллиардных долей, тогда как фоновая концентрация метана на Земле сейчас равна примерно 1800 миллиардных долей.

Большая часть земного метана появилась в результате жизнедеятельности микробов. Теоретически на Марсе могли бы жить аналогичные микробы – если не сейчас, то в далёком прошлом, и оставить скопления газа в недрах планеты. Но метан мог появиться и в ходе совсем других процессов, которые не имеют ничего общего с живыми организмами. Например, это могли быть гидротермальные реакции породы, богатой оливином (магнезиально-железистый силикат состава (Mg,Fe)2[SiO4], который часто встречается в магматических породах, астероидах, метеоритах и космической пыли) или облучение углерод-содержащих метеороидов и космической пыли ультрафиолетом.

Впрочем, помимо вопроса, откуда он взялся, есть и другие загадки, связанные с марсианским метаном. Оказалось, что его концентрация периодически изменяется, достигая регулярных максимумов около 0,7 миллиардных долей, которые приходятся на конец северного марсианского лета (ровер Curiosity находится в северном полушарии планеты). Причина этих колебаний пока остаётся загадкой, но у исследователей есть несколько идей насчёт того, откуда же берётся метан на Марсе, и почему его содержание изменяется со временами года.

В принципе сезонные колебания метана в атмосфере – ожидаемое явление. Во-первых, во время южной зимы часть углекислого газа намерзает на огромную полюсную шапку, за счёт чего меняется общий состав атмосферы, и пропорция метана, который не замерзает, увеличивается. К концу северного лета воздух, богатый метаном, поднимается до того места, где расположен Curiosity. Другим источником сезонных колебаний могут быть пыльные бури и изменение уровня ультрафиолетового излучения.

Но оба эти механизма не могут объяснить достаточно большой разброс значений, поэтому скорее всего на концентрацию метана влияют и другие процессы, которые зависят от времён года на планете. Например, газ может испаряться через поры нагретой солнцем породы или даже иметь отношение к живым организмам, которые теоретически могли бы жить на Марсе, и чья жизнедеятельность тогда должна была бы зависеть от времён года.

Но на этом загадки, связанные с метаном в атмосфере Марса, не заканчиваются. Время от времени концентрация метана резко подскакивает на порядок или два выше фонового значения. В 2009 году с помощью телескопа на Гавайях удалось увидеть скачок до 45 миллиардных долей, а Curiosity зафиксировал несколько скачков до 7 миллиардных долей.

Возможно, это внезапный выход метана из глубокого подземного источника, а возможно – результат града из мелких метеоритов, когда Марс проходит сквозь орбиту кометы и цепляет космическую пыль и мусор, богатые углеродом. Такая пыль должна испаряться в атмосфере Марса на высоте нескольких десятков километров, где более сильный ультрафиолетовый свет должен увеличить скорость и эффективность реакции, образующей метан, по сравнению с поверхностью планеты.

Все скачки концентрации метана в атмосфере Марса, которые нам удалось наблюдать за последние 20 лет, произошли в течение двух недель после регистрации метеоритных дождей на планете. Тем не менее, это может быть просто совпадением. Для сравнения количество вещества, принесённое на планету во время метеоритного дождя в 2014 году, когда Марс чуть не столкнулся с кометой C/2013 A1 (Макнота), составила около 16 тонн, тогда как ежедневно на планету падает около 3 тонн космической пыли. Чтобы объяснить соответствующий пик концентрации метана, количество вещества должно быть на несколько тысяч тонн больше.

К счастью, гипотезу, связанную с метеоритным дождём, скоро можно будет проверить. 24 января комета С/2007 Н2 пройдёт очень близко от Марса, около десятой части расстояния между Землёй и Луной. Гавайский телескоп, а так же космический аппарат MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN — «Эволюция атмосферы и летучих веществ на Марсе») и Curiosity будут наблюдать за изменением концентрации метана в марсовой атмосфере.

Кто знает, какие ещё сюрпризы готовит наш красный сосед и его атмосфера, пока её совсем не сдуло!


Источник: www.nkj.ru