Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-06-25 15:20

Полвека научного поиска

В Бурятии стали забывать о достижениях знаменитого полярника из Улан-Удэ

Фото из газеты "Бурятия"

Ещё в школьные годы, начитавшись романов Станюковича и Жюля Верна, Владилен Измайлов мечтал о дальних странах и морских плаваньях, пишет газета "Бурятия".

Товарищи подсмеивались над его, казалось, несбыточными мечтаниями. Но мальчишка уже с седьмого класса начал готовиться к суровой жизни моряка. Занимался спортом, после утренней зарядки обливался холодной водой.

Рос Владилен Измайлов в обычной трудовой семье. Мать – хлопотунья и вечная труженица растила своих троих детей одна. И, наверное, не случайно дала им хорошие, многозначащие имена, назвав старшего Владиленом. Паспортное имя среди родных и близких, увы, не прижилось, и его называли Владимиром, то есть «владеющий миром». Младшего сына мать нарекла Виктором, то есть «победителем», а дочку – Любой, Любовью.

Может быть, в этом что-то есть свыше, но жизнь у детей, носивших такие звучные имена, как говорится, удалась. Так, сестра Люба, окончив Бурятский сельхозинститут, получила направление в город Ульяновск, на кожевенный комбинат. Начала технологом, а закончила начальником цеха. Избиралась депутатом облсовета, награждена орденом Трудового Крас ного Знамени. Виктор как был, так и остался коренным улан-удэнцем.

В 17 лет начал трудиться на ЛВРЗ, служил на флоте, учился в пединституте, учительствовал, а затем целиком посвятил себя журналистике. И вскоре стал одним из ведущих и популярнейших тележурналистов республики. А затем ушёл в политику, избирался депутатом Народного Хурала РБ, работал на посту заместителя Председателя Народного Хурала, руководил Бурятским отделением Союзной общественной палаты.

Его активный трудовой и творческий путь отмечен российским орденом «Дружба», монгольским «Найрамдал», многими медалями и премиями, званиями заслуженного работника культуры РБ и РФ...

Так же рано началась трудовая биография Владилена Владимира Измайлова. После девятого класса он перешёл учиться в вечернюю школу – надо было помогать матери растить младших. Каждое лето Володя работал в рыбацкой бригаде на Байкале, а зимой – на стройке.

Но мечту свою о море, о путешествиях не оставил. И, получив аттестат зрелости, уехал в Ленинград – поступать в Высшее инженерно-морское училище Арктики и Антарктики имени адмирала С.О. Макарова. Через два года учёбы он узнал, что в Антарктику отправляется вторая советская антарктическая экспедиция.

Двести курсантов оспаривали почётное право стать членами этой экспедиции. Вакансий же было только три, и одну из них завоевал Владимир Измайлов.

От Ленинграда до Мирного

Плаванье дизель-электрохода «Лена» от Ленинграда до антарктического посёлка Мирный, где обосновались советские полярники, длилось 36 суток, и родные, получая весточки от Владимира, по карте следили за его маршрутом, пролегавшим мимо Европы и Африки к берегам ледового континента.

Сурово встретила пришельцев Антарктида. На следующий же день снежный вихрь окутал плотной завесой выгруженные на берег ящики, самолёты, палатки, где укрывались люди. Все полярники, моряки лётчики вышли авралить – долбили лунки для якорей, к которым тросами крепили самолёты, чтобы их не подхватило бешеным ветром и не унесло в море.

Но стихия, ещё не раз вносившая свои суровые коррективы в жизнь и быт полярников, не смогла помешать деятельности учёных. Материалы и наблюдения, сделанные за время антарктической зимовки, легли в основу дипломной работы «О морских льдах и айсбергах», которую Измайлов после возвращения в Ленинград защитил на «отлично».

Окончив училище, Владимир стал профессиональным полярником, научным сотрудником Арктического и Антарктического института Академии наук СССР. Его снова тянуло в Антарктиду, но молодого специалиста отправляли в научные командировки на Курилы, Камчатку, в Заполярье.

Однажды мать, развернув «Комсомольскую правду», прочла заметку, в которой говорилось: «К северу от острова Беннета создаётся новая дрейфующая станция «Северный полюс–9». Здесь молодой гидролог Владимир Измайлов будет вести свои наблюдения». Переставшая удивляться неожиданным поступкам старшего сына, мать ахнула: «Ну, ладно! Плавал, вроде бы, как все нормальные люди на пароходе, так нет же, захотел покататься на льдине. Вот бедовый-то!».

«СП-9» дрейфовала в зоне сильного торошения, и весь год члены экспедиции вели круглосуточную борьбу с торосами. А тут ещё случилась беда с Володей: он заболел. Более трёх месяцев крепкий организм полярника боролся с недугом, пока из-за опасного положения на льдине, рушившейся буквально на глазах, экспедиция не была снята и доставлена на Большую землю. Но отдыхали полярники недолго. Их снова ждала дорога на полюс, на этот раз на новую льдину, где должна была работать экспедиция «СП-12» .

Позднее ни разу и нигде Володя даже и полусловом не обмолвился, что награждён памятным Знаком «Почётный полярник СССР», что ему довелось, помимо «СП-9» и «СП-12», участвовать в ряде других ответственных и трудных экспедиций, которые он самолично возглавлял. Скромность мешала ему. Вот и о назначении Владимира начальником антарктической станции «Новолазаревская» мы узнали только из газет...

На тропе первооткрывателей

Одна экспедиция сменяется другой. Завершив исследования в Арктике, Измайлов вновь отправляется в Антарктиду. Не так уж много учёных, которые, ступив на тропу первооткрывателей, шагают по ней долгие годы, посвятив свою жизнь изучению полярных областей планеты. Измайлов оказался из их когорты.

Завершив очередную ледовую «одиссею», Владимир мог бы с чистой совестью, как говорится, почивать на лаврах. Так, кстати, сделали многие его коллеги, засев за докторские диссертации. Но не таков был наш земляк – романтик и непоседа. Юношей став полярником, он и в 60 не бросил своей трудной, подчас опасной профессии.

За прошедшие полвека Владимир Измайлов 20 раз был участником научных экспедиций в Арктику и Антарктику, из них 13 возглавлял сам. Он успевал делать многое. Стал доктором географических наук, профессором, а позже и академиком.

Занимая пост старшего научного сотрудника Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, плодотворно трудился на научном поприще. У него были свои ученики-аспиранты, с которыми он делился опытом полярника, шефствовал над Малой академией наук в Санкт-Петербурге. Долгие годы свою научную и экспедиционную деятельность он успешно сочетал с популяризацией знаний о природе Арктики и Антарктики, писал книги о крае вечных снегов и льдов. Друзья вспоминают, что именно Володя был одним из инициаторов проведения Дня полярника в нашей стране, который, кстати, недавно снова стал отмечаться в мае в России...

Однажды вернувшись на Большую землю и готовясь к защите кандидатской диссертации, Володя прилетел в Улан-Удэ. После отдыха в кругу родственников и встреч со школьными товарищами у него в запасе оставалось ещё несколько свободных дней, и он решил съездить на Байкал. Несколько незабываемых недель провели мы с Владимиром Измайловым на берегах Байкала. Зоревали у костра, спали в палатке, загорали и купались в Посольском соре, с рыбаками ловили омуля в Чивыркуйском заливе, в Усть-Баргузине совершили несколько выходов с лекциями в народ и, наконец, проплыли на пароходе по Байкалу от Усть-Баргузина до Листвянки, попутно побывав на Ольхоне.

Немало увлекательных историй услышал я за всё это время от Владимира. И надо было видеть, с каким уважительным вниманием слушали его беседы бывалые рыбаки и местные жители, которых, казалось бы, ничем нельзя было удивить. А мальчишки и девчонки, отдыхавшие в пионерском лагере на Верхней Берёзовке, готовы были до самого отбоя сидеть у вечернего костра, чтобы внимать рассказам Измайлова.

Остаётся добавить, что младшие Измайловы – Виктор и Люба свято хранят добрую память о своем знаменитом брате, о котором, к сожалению, в республике знают немногие. Да ещё благодаря усилиям однокашников Владимира в музее улан-удэнской средней школы No1 не так давно появился небольшой стенд, посвящённый именитым выпускникам, где есть и фото Владилена Измайлова.

Евгений Голубев


Источник: 03grb.ru