Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Бромо, Булусан, Везувий, Иджен, Йеллоустоун, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-01-13 14:34

812 дней ледяного плена

«Сегодня 13 января в 12 часов 07 минут флагман арктического флота ледокол «Иосиф Сталин», выполняя задание партии и правительства, подошел к борту нашего корабля. Дрейф «Седова», продолжавшийся 812 дней, закончен». Эта телеграмма ушла в правительство СССР. Несколько скупых строк о завершении героической битвы с Арктикой, холодом, льдами и океаном.

В последние годы мы все чаще сталкиваемся с сюрпризами погоды — то дождь в столице и других городах России под Новый год, то через несколько дней морозы под 30. То же случилось и в 1940-м. В высоких широтах неожиданно потеплело, на 81-й параллели термометр показал +2, в то время как в Москве было — 35. Неожиданность для Арктики. Но это спасло застрявший на долгих 812 дней корабль, освободив его от ледового плена.

Дрейф начался 23 октября 1937 года. Начался в общем-то случайно. Он совсем не напоминал то, на что сознательно пошел Фритьоф Нансен, когда в июне 1893 года на судне «Фрам» покинул берега Норвегии и двинулся на восток. В районе Новосибирских островов, на 78 градусе северной широты корабль Нансена вмерз в лед и начал свой легендарный трехлетний дрейф.

С «Седовым» все было иначе. Судно выполняло штатные исследования в восточной части моря Лаптевых. Арктическая навигация заканчивалась, пора было возвращаться. Но распоряжение запоздало. «Ледовые ворота» Арктики захлопнулись: пролив Вилькицкого, соединяющий море Лаптевых с Карским морем забили льды, он стал непроходимым. В ловушке оказались три судна — «Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин». Все попытки выбраться к Новосибирским островам, чтобы укрыться от льдов в бухте, успеха не имели. Тогда-то из Главного управления Севморпути был получен приказ — стать на зимовку в дрейфующих льдах моря Лаптевых.

Уже за первые сутки караван отнесло на 17 миль к северу. А дальше… Дальше были долгие дни борьбы за жизнь. Прежде всего, моряки готовились к зимовке: утепляли корабли с помощью железных бочек, обложенных внутри кирпичом, на котором устраивали камельки. Для экономии топлива погасили на мачтах огни, пришлось остановить динамо-машину. В итоге добились того, что внутри кораблей температура не опускалась ниже 12?14 градусов тепла при морозе в — 15. Не забывали и о науке: соорудили ледяной домик-лабораторию. Из проруби брали пробы воды, опускали в нее приборы для определения скорости и направления течений. Также оборудовали палатку для магнитных наблюдений. А еще были зарядка в 7 утра, политкружки и собрания. Словом, жизнь, как на материке. Организовали даже первый в Арктике филиал вуза — в команде было несколько студентов Ленинградского гидрографического института.

В августе 1938 года ледокол «Ермак» пытался освободить застрявшие во льдах суда. С «Седовым» было сложнее всего — повреждено рулевое управление. Корабль все время разворачивало поперек пробитого льда. Канаты рвались, форсировать лед, буксируя лишенный управления корабль, было опасно. Решили оставить «Седова» на месте.

В сентябре провалилась еще одна попытка вызволить судно: ледокол и ледорез, дошедшие до 83-й параллели, не смогли пробить последние мили торосов. Началась очередная зимовка «Седова».

В 1939 году команда сообщила в Москву, что корабль прошел дальше самой северной точки на всем пути дрейфа экспедиции норвежца Нансена. Его «Фрам» в свое время (15 ноября 1895 г.) дошел до широты 85 градусов 55 минут 30 секунд, а «Седов» пересек этот рубеж и продвинулся ближе к Полюсу. 29 августа судно достигло северного пика своего дрейфа — 86 градусов 39 минут 30 секунд северной широты.

Избавления из ледового плена пришлось ждать еще четыре с лишним месяца. Случилось это 13 января 1940 года. Ледокол «Иосиф Сталин» благодаря нежданной оттепели в Арктике сумел пробить себе дорогу. Сквозь падающий снег спасатели увидели, как на «Седове» взвились ракеты. Ледокол в ответ гудками приветствовал героев-полярников. В полдень этого знаменательного дня корабли встретились. Завершился долгий арктический дрейф длиной в 812 дней.


Источник: regnum.ru