Все мы видели (ну хотя бы репродукцию) известной картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Люди в ужасе спасаются от проснувшегося Везувия... В глазах у них кроме ужаса читается обреченность, ведь они понимают, что спастись у них нет шансов...
В школе нам рассказывали об этой страшной истории, но много интересных фактов упускалось. Сегодня мы решили исправить эту несправедливость и написать несколько интересных фактов об этом городе.
Бордели Помпеи
В врем раскопок в Помпеях обнаружили примерно 35 зданий, в которых практиковалась проституция. Они назывались лупанарии («Лупа» в переводе с латыни «волчица», а также сленговое название проститутки). Интерьеры подобных заведений оформлялись различными эротическими изображениями, которые способствовали работе воображения клиентов. Интересно, что стоимость услуг была вовсе не большая - несколько стаканов вина.
Греческое происхождение
Традиционно Помпеи считаются римским городом. Но самые старые останки датируемые 6 веком до н. э. представлены в виде греческих дорических храмов. Это объясняют тем, что в то время здесь были греческие поселения. А частью римского мира Помпеи стали гораздо позже...
Граффити и рисунки
Стены города изобилуют различными рисунками и надписями. Например, это могла быть реклама: «Гладиаторская труппа Авла Суеттиуса Сертуса будет сражаться в Помпеях 31 мая. Обещаем охотничий азарт и тенты от солнца» или вполне жизненные надписи «Твоя беременность мне безразлична, Сальвилла, мне глубоко наплевать на нее».
Описание очевидцев
Плиний Младший, чей дядя и приемный отец Плиний Старший погиб во время извержения Везувия, в это время находился в городе Мизенуме и мог наблюдать за происшествием. Он писал, что ранним утром 24 августа 79 года над Помпеями зависло облако странной формы. Также он утверждал, что на протяжении ночи почувствовал ряд землетрясений, а на следующий день даже покинул виллу, где он жил, считая, что она может быть разрушена.
Сила извержения
Точно измерить силу этого извержения невозможно, но некоторые современные ученые полагают, что оно было в 500 раз более мощным, чем взрыв атомной бомбы в Хиросиме.
Количество жертв
Число предполагаемых жертв - около 2 500 человек. При этом неизвестно сколько людей проживало в Помпеях в то время, поэтому непонято, скольким удалось спастись.
Последствия извержения
После пробуждения Везувия город начало засыпать вулканическим пеплом. Слой этого материала достигал 2,8 м. Примерно в 7:30 утра 24 августа 79 года слой магмы достиг города и начал уничтожать виллы жителей. Некоторое время спустя город достигла вторая волна извержения, состоящая из горящего газа и камней, которые двигались со скоростью 100 километров в час и уничтожали каждое живое существо на своем пути.
Случайное повторное открытие
В 1594 году во время рытья канала были обнаружены фрески с надписями, в том числе с названием города. Но тогда подумали, что нашли остатки большой виллы, которая как предполагалось принадлежала римскому полководцу Помпею Великому.
Гипсовые слепки
Итальянский археолог Джузеппе Фиорелли проводил раскопки города в 1863 году. Он заметил, что многие пустоты в породе имеют форму человеческого тела и понял, что образовались они благодаря разложившимся телам погибших. Тогда он начал заливать их гипсом и получал слепки тел погибших. Позже его метод был улучшен при использовании стекловолокна. Сейчас эти слепки можно найти в различных итальянских музеях.
Шокирующий разврат: за что бог сжег Помпеи
В Британии в 2013 году проходила уникальная выставка реликвий из древних Помпей и Геркуланума. Некоторые экспонаты, рассказывающие о нравах того времени, могут буквально шокировать.
Более 450 экспонатов, которые никогда ранее не вывозились из Италии, выставили на обозрение в Лондоне в Историческом музее. Вход детям на такую выставку запрещен, ведь некоторые реликвии, найденные при раскопках в Помпеях и Геркулануме, погребенных пеплом, слишком откровенны.
Кладка на стене поклонников Бахуса
Помимо картин и скульптур в музее представлены и застывшие человеческие фигуры, которые были похоронены под слоем пепла. По позам некоторых из них можно судить о последних минутах жизни жителей города.
Так, на выставке рассказывается страшная судьба семьи из четырех человек, которая искала убежище в арке под лестницей в своем доме в Помпеях.
Семья, застывшая в агонии
Хозяйка дома носила золотой браслет - потрясающее ювелирное изделие весом 600 граммов. Предполагается, что они были очень богаты. Но это не спасло их от гнева Везувия.
Мы можем судить о том, как именно они умерли благодаря слепкам, сделанных при заливе гипсом пустоты, оставшейся в спрессовавшемся пепле, пока их тела не разложились.
Драгоценности, найденные рядом с погибшими
Один маленький ребенок сидит на коленях матери, другой, лет четырех или пяти, лежит рядом. На слепке удивительно четко сохранились черты лица.
Выставка показывает, каким было общество, где гедонизм и сексуальное раскрепощение было нормой, пока города не были уничтожены в результате извержения вулкана Везувий в 79 году нашей эры.
Еще один экспонат - молодая девушка, которая была найдена вблизи восточных ворот вместе с 14 другими, возможно, ее друзьями или родственниками. Ювелирные изделия, найденные с ней, были талисманами, в том числе маленькие статуэтки богини Фортуны и Луны. Эти обереги и ее вера в них добавляет пикантные детали к судьбе девушки. Особенно интересен талисман, который представляет собой маленький серебряный фаллос. Такой талисман был довольно распространенным в Римской империи в те времена.
Фаллические формы довольно часто встречались в виде носиков фонтанов, на масляных светильниках и даже на мозаичных полах.
Колокольчики на дверях
«Римляне не видели ничего шокирующего в этом», - говорит Пол Робертс, куратор выставки.
«Фаллос был защитным знаком, который считался символом удачи. Фаллические знаки были установлены на наружных стенах магазинов и других заведений, и даже на углах улиц».
Также выставлена в музее и статуя Пана и козы, которая была найдена на вилле принадлежащей Люциусу Понтифику, крестному отцу Юлия Цезаря. Развратная в нашем понимании статуя стояла на видном месте в саду, и ей восхищались все проходящие мимо, в том числе женщины и дети.
Скульптура Пана, занимающегося сексом с козой
«Римляне относились к подобному с юмором», - добавляет Пол Робертс.
Также раскрепощенность горожан видна и в картинах, которая была найдена в одном из домов Помпей. Красивая молодая женщина в голубой тунике - рабыня, которая принесла напитки и полотенца, пока ее хозяин и хозяйка занимаются любовью прямо перед ее глазами. Это не считалось эксгибиоционизмом. Просто они вели себя так, как это подобало знатным римлянам.
«Рабы могли присутствовать даже при самых интимных моментах. По сути, к рабам относились как к предметам. Мало того, рабы часто становились жертвами сексуального насилия. Одно из панно в Помпеях изображает отношение, которое было, к сожалению, распространенным: возьми свою рабыню, когда ты этого хочешь. Это твое право».
Многие рабыни удерживались в борделях. В Помпеях было 35 подобных заведений, хотя население города не превышало 15 тыс человек. Если допустить, что половина жителей были женщинами, получается, что на 200 мужчин приходился один публичный дом.
Источник: www.klopp.ru